Я иду на запах огня, свет воды и тепло земли
Комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане - на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и незначительном числе в Того.
У йоруба сложился политеистический пантеон богов (ориша), полубогов и духов. Главнейшие божества: Олорун, Обатала, Одудува, Шанго, Огун, Олокун, Ориша Око, Ифа, Элегба. Глава пантеона - Олорун ("хозяин неба"), передавший, однако, управление небесным сводом и миром созданному им Обатала, который сделал из глины первых людей, мужчину и женщину. Согласно другому варианту мифа, не Обатала, а Ориша Нла управляет божествами, но он подчинен Олоруну и совершает работу созидания по его поручению; он создал сушу, формует из земли тела людей, жизнь которым дает Олорун. Многие божества наделены функциями хранителей деревьев, городов, племен и семей.
Мифология йоруба отличается от менее развитых мифологических представлений ряда других народов Западного Судана (эве, чи и др.) по преимуществу антропоморфными образами богов, тенденцией к переходу локальных божеств в число основных богов пантеона (таковыми стали Ойя, Олоса и др.), к слиянию отдельных божеств в обобщенные божества; например, у эве каждая гора имела своего духа, а в мифологии йоруба фигрирует обобщенное божество гор - Оке; вместо множества местных морских божеств у народов побережья Западной Африки в йорубском пантеоне - бог моря Олокун. Мифология йоруба имеет много общего с дагомейской мифологией(фон). Известное сходство мифологий этих народов обусловливается, по-видимому, как типологической общностью их представлений, так и непосредственноым влиянием и даже заимствованиями.
В городах-государствах йоруба мифология в интересах правителей подвергалась переработке в своеобразную историю государств. В этих представлениях меняется первоначальный образ богов, иногда сохраняется лишь имя божества; обожествляется происхождение правящих династий, их предки наделяются именами почитавшихся архаических богов.
В следующий раз, милые дети, мы подробнее остановимся на богах пантеона йоруба... ибо спать хочется нечеловечески
У йоруба сложился политеистический пантеон богов (ориша), полубогов и духов. Главнейшие божества: Олорун, Обатала, Одудува, Шанго, Огун, Олокун, Ориша Око, Ифа, Элегба. Глава пантеона - Олорун ("хозяин неба"), передавший, однако, управление небесным сводом и миром созданному им Обатала, который сделал из глины первых людей, мужчину и женщину. Согласно другому варианту мифа, не Обатала, а Ориша Нла управляет божествами, но он подчинен Олоруну и совершает работу созидания по его поручению; он создал сушу, формует из земли тела людей, жизнь которым дает Олорун. Многие божества наделены функциями хранителей деревьев, городов, племен и семей.
Мифология йоруба отличается от менее развитых мифологических представлений ряда других народов Западного Судана (эве, чи и др.) по преимуществу антропоморфными образами богов, тенденцией к переходу локальных божеств в число основных богов пантеона (таковыми стали Ойя, Олоса и др.), к слиянию отдельных божеств в обобщенные божества; например, у эве каждая гора имела своего духа, а в мифологии йоруба фигрирует обобщенное божество гор - Оке; вместо множества местных морских божеств у народов побережья Западной Африки в йорубском пантеоне - бог моря Олокун. Мифология йоруба имеет много общего с дагомейской мифологией(фон). Известное сходство мифологий этих народов обусловливается, по-видимому, как типологической общностью их представлений, так и непосредственноым влиянием и даже заимствованиями.
В городах-государствах йоруба мифология в интересах правителей подвергалась переработке в своеобразную историю государств. В этих представлениях меняется первоначальный образ богов, иногда сохраняется лишь имя божества; обожествляется происхождение правящих династий, их предки наделяются именами почитавшихся архаических богов.
В следующий раз, милые дети, мы подробнее остановимся на богах пантеона йоруба... ибо спать хочется нечеловечески