Я иду на запах огня, свет воды и тепло земли
Алтай внезапно вцепился в меня и совершенно не желает меня отпускать.
Случайные упоминания, самопроизвольно открывающиеся странички, сны - пронзительно яркие и объемные, с этими пестрыми горами, листьями, падающими гладь озер, с горами, в которых рождаются облака, с быстрыми реками, бегущими по камням...
Алтай-кижи Алтай-кижи (самоназвание, "человек Алтая"), - народ в России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области. Численность в России 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность 70,8 тыс. человек.
В прошлом Алтайцы - собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Существуют этнографические группы северных и южных Алтайцев. Северные (в дореволюционной литературе иногда назывались "черневыми татарами") включают следующие группы, восходящие к племенному делению: тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), челканцы, или лебединцы (бассейн реки Лебедь), кумандинцы (среднее течение реки Бия); южные Алтайцы (именовались калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими) - алтай-кижи, теленгиты (бассейн реки Катунь и её притоки).
Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). Широко распространён русский язык. Письменность с 19 века на основе русской графики. С 1923 литературный язык на основе диалекта алтай-кижи. Большая часть верующих - православные, есть баптисты и др.
Северные Алтайцы сформировались, видимо, на основе древнетюркских племён уйгуров, кимаков-кыпчаков, енисейских киргизов, огузов и др. при участии самодийских, кетских и угорских племён. Этническое ядро южных Алтайцев, вероятно, составили кочевые тюркские племена теле и тугю (тюкю), основное население Тюркского, Уйгурского и Киргизского (8 - начало 13 века) каганатов; они смешались с пришлыми (13, 15-18 века) монгольскими племенами. В 1922 образована Горно-Алтайская автономная область (до 1948 называлась Ойротская автономная область), в 1991 - Горно-Алтайская Республика (с 1992 - Республика Алтай).
На горном Алтае сложилось два хозяйственно-культурных типа: скотоводы-кочевники (южные алтайцы, кроме оседлых телеутов) и оседлые охотники и звероловы (северные алтайцы).
Южные алтайцы - теленгиты, телесы и алтайцы - вели экстенсивное хозяйство, основу которого составляло пастбищное скотоводство. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; кроме того, теленгиты имели яков и верблюдов.
У южных алтайцев сложился следующий порядок кочевания: осенью семья со скотом, юртой и всем скарбом переправлялась в ложбины, где имелся обильный корм для скота, и отсюда медленно передвигалась к зимним пастбищам, в горы. Там, в распадке, защищенном от ветра, устанавливали юрту. На склонах гор, свободных от снега, скот находил корм - высохшую траву. Ранней весной начиналось передвижение в обратном порядке.
Телеуты тоже занимались скотоводством, но основу его составляло стойловое содержание скота. Они первыми перешли к оседлости.
Когда стада, особенно крупного рогатого скота, увеличивались, пастбищное содержание в течение круглого года дополнялось заготовкой сена. В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку. Производительность труда при сенокошении по сравнению с сохранявшимся старинным способом - вырываннием травы руками - выросла во много раз. Это позволило увеличить запасы сена и потребовало новой техники его уборки по русскому образцу. Многие байские и зажиточные хозяйства стали применять в конце XIX века конную сенокосилку и грабли, производили заготовку сена в широких масштабах.
У северных алтайцев сложился иной, в отличие от южных, хозяйственно-культурный тип - они были охотниками-скотоводами. Основой их хозяйства служила пешая охота на пушных и копытных зверей. Занимались они и земледелием, и скотоводством, и собирательством, и промыслом кедрового ореха.
Охота предполагала существование охотничьих коллективов. Охота на зверя в одиночку с теми примитивными средствами, которыми пользовались тогда алтайцы, была затруднительной, а на крупного зверя и невозможной. Ловчие ямы создавались коллективно: землю разрыхляли мотыгами, затем сгребали ее деревянными лопатами и относили далеко в сторону. Так же практиковалась охота на копытных животных при помощи больших загородей, сооруженных охотниками сообща.
Как правило охотились только мужчины, а остальные члены семьи не принимали участия.
Улучшению и укреплению хозяйства алтайцев способствовало развитие земледелия и некоторых промыслов, продукция которых шла на продажу. По данным на 1897 год, небольшие посевы ячменя производила половина всех алтайских хозяйств. В районах постоянного общения с русским населением, алтайцы обрабатывали землю сохой или даже железным плугом, снимали урожай серпом и обмолачивали, гоняя по снопам лошадей.
Но во многих районах в земледелии продолжала господствовать традиционная техника. Для разрыхления почвы было два орудия: абыл - мотыга для обработки поля вручную, и андазын - подобие деревянной сохи для вспашки, которая привязывалась к седлу верховой лошади. Боронили ветками сухого дерева, на которое сверху для тяжести клали камни. Сеяли вручную, а удобряли поля разбрасыванием сосновых веток, которые постепенно сгнивали. Иногда посев производили на местах зимних стоянок скота. Жали ножом, молотили короткой палкой и весь маленький урожай зерна (ячмень) хранили в кожаных сумках в юрте. В муку и крупу ячмень размельчали на ручной каменной зернотёрке и в деревянной ступе.
В зажиточных и байских хозяйствах техника земледелия приближалась к технике кулацкого крестьянского хозяйства - железные плуги и бороны, жатки-самосброски, ручные молотилки и веялки. Широко применялся кабальный или наемный труд.
Традиционное жилище - коническая юрта, землянки с бревенчатыми или обшитыми досками стенами, иногда утеплёнными дёрном, с двускатной берестяной крышей и глинобитным очагом; местами - полуземлянки со срубной наземной частью.
Основное средство передвижения - верховая лошадь.
Одежда - холщовые рубаха и штаны, сверху халат, длинные овчинные шубы, кожаные (зимой меховые) сапоги с кожаными, у бедняков - холщовыми голенищами, шапки, у женщин платки.
Традиционная пища - мясо, рыба свежая, сушёная (гальян - для изготовления лапши-тутпач - у кумандинцев и челканцев), мясная и молочная каша, талкан (мука из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений.
Одежда - длинная рубаха, штаны, поверх - халат (чекмень) из сукна, длинные овчинные шубы, меховые шапки, сапоги. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек - длиннополую безрукавку. Основная пища - мясо, квашеное коровье и кобылье молоко, масло, твёрдый копчёный сушёный сыр (курут), пресный сыр (пыштак); суп с конским мясом и ячневой крупой, талкан, съедобные стебли и коренья диких растений.
Традиционная религия Алтайцев - шаманизм. Подвергались христианизации с 50-70-х годов 18 века, особенно активно - со 2-й половины 19 века после открытия Алтайской духовной миссии. В начале 20 века начал распространяться бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. Существовали развитая мифология, фольклор, эпос.
КумандинцыКумандинцы – это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края, Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай. Кроме того, дисперно они проживают как в Алтайском крае и Республики Алтай, так и за их пределами. Алтайский край и северная часть Республики Алтай являются исторической родиной народа.
По численности кумандинцев определится трудно, но исходя из переписи 1989 г. в Алтайском крае более 2 тысяч, в Республике Алтай около 700 человек. Традиционное занятие коренных жителей – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.д.
В городе Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места.
Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность, и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональным уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнение сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания.
Общественная самоорганизация кумандинцев – это «ассоциация кумандинского народа». Основная цель организации – сохранить этнос, возродить и сохранить язык, осуществлять социально-культурную деятельность, защищать законные интересы народа. Алтайская краевая общественная организация « Ассоциация кумандинского народа» зарегистрирована в июне 1998 г. и является правопреемником общества «Возрождения кумандинского народа». Высшим органом организации является съезд, руководящий орган между съездами – Совет.
Алтайцы Алтайцы - этнографически подразделяются на северных и южных. Численность алтайцев в РФ, по данным переписи 1989 г., приближалась к 70 тыс. чел., из них около 60 тыс. жили в Горно-Алтайском АО ( ныне Республика Алтай). Общим этнонимом «алтайцы» уже в ХХ в. были объединены несколько относительно самостоятельных этнических групп Южной Сибири, говоривших на близких диалектах. Северные алтайцы, называемые в дореволюционной литературе «кузнецкими» или «черновыми татарами», включали в себя следующие группы, восходящими к племенному делению: тубалары, населявшие левобережье р. Бия и северо-западное побережье Телецкого озера, челканцы (лебединцы), населявшие бассейн р.Лебедь, и кумандинцы, жившие в среднем течении р. Бия.
В настоящее время алтайцы говорят на алтайском языке южносибирской подгруппы алтайской семьи, подразделяющемся на диалекты: алтай-кижи, телеут, теленгит, туба, кумандинский, челканский. Официально числились православными, однако продолжали держаться традиционных культов, большим авторитетом пользовались шаманы. Письменность создана в Х1Х в. с русским графическим строем. В основу литературного языка (с 1922 г.) лег диалект алтай-кижи.
Этногенез северных алтайцев, в том числе тубаларов, по-видимому, результат исторического взаимодействия древнетюрских, кетских, самодийскихи, возможно, угорских племен.
Основу традиционного хозяйства северных алтайцев составляло отгонное скотоводство, в первую очередь, разведение овец, лошадей, иногда крупного рогатого скота. Практиковалось примитивное мотыжное земледелие: сеялся в первую очередь, ячмень. Большое значение имела охота, в первую очередь, на копытных, а с приходм русских – и на пушных, с целью уплаты ясаки и на продажу. Первоочередными продуктами собирательства были кедровые орехи, ягоды, различные коренья , а также дикая конопля для изготовления холста. У северных алтайцев издавна были развиты надомная металлургия и кузнечное ремесло: изготовляли прежде всего предметы вооружения. В связи с бурным развитием промышленной металлургии в регионе к концу ХУ111 в. этот промысел окончательно угас.
Жилища представляли собой: конические шалаши, покрытые берестой или корой; зимние шалаши - без крыши, в виде усеченной пирамиды, покрытые берестой; летние шалаши с двухскатной крышей, покрытой берестой; летние шалаши с четырехскатной крышей, покрытой берестой; цилиндрические нерешетчатые шалаши, покрытые корой; летние прямоугольные срубы с коническими крышами, покрытыми корой; многоугольные срубы с коническими крышами, покрытыми корой.
Алтайский этнос имел свою письменность еще до советских реформ 20-30 годов. Общий для алтайцев и хакасов алфавит на основе русской графики был разработан русской православной духовной миссией в середине Х1Х в. Использовался до 1931 г, когда был заменен латинской графикой. С 1938 г. вновь введен усовершенствованный русский алфавит.
Челканцы Челканцы. Численность – Ориентировочно ок. 2 тыс. человек. По данным Правительства Республики Алтай в 1997 году в Турочакском районе Республики проживало 1689 челканцев.
Расселение – проживают в Республике Алтай – в деревнях Курмач-Байгол, Суранаш, Малый Чибечень и Иткуч, расположенных по р.Лебедь и ее притоку Байгол.
Субэтническая группа алтайцев. Другие названия (устарев.): лебединцы, лебединские татары. Самоназвания: чалканду (шалканду), куу-кижи (в переводе лебедь). В составе челканцев две родо-племенные группы: шалканыг и шагшылык.
Говорят на челканском диалекте, который входит в северную (уйгуро-огузскую) группу диалектов алтайского языка (тюрскмя языковая семья.
Челканцы входят в состав северных алтайцев. В формировании челканцев приняли участие местные племена самодийского и кетского происхождения, которые подверглись тюркизации в эпоху массового переселения тюрков на Алтай. В местах их современного проживания они известны по русским письменным источникам с 1-й четверти XVII века; их земля называлась Щелканы или Щелканская волость. В 1642 году часть челканцев ушла в Телесскую землю (населенная алтайцами область вокруг Телецкого озера) и в Саяны. Челканцы жившие по р, Бия, часто в документах XVII века относились к Кондомским волостям.
В настоящее время, места исконной среды обитания челканцев, их традиционного образа жизни и хозяйствования в частности в Турочакском районе, Республики Алтай, в результате длительного ведения лесозаготовительных работ были разрушены и фактически не сохранились. В результате чего, их жизнеобеспечивающие традиционные отрасли хозяйствования – использование кедровой тайги, занятия охотой, пчеловодством, рыболовством, сбором лекарственных трав пришли в упадок.

Случайные упоминания, самопроизвольно открывающиеся странички, сны - пронзительно яркие и объемные, с этими пестрыми горами, листьями, падающими гладь озер, с горами, в которых рождаются облака, с быстрыми реками, бегущими по камням...
Алтай-кижи Алтай-кижи (самоназвание, "человек Алтая"), - народ в России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области. Численность в России 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай 59,1 тыс. человек. Живут также в Казахстане, Узбекистане и др. Общая численность 70,8 тыс. человек.
В прошлом Алтайцы - собирательное название тюркоязычных племён, живших в Горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Существуют этнографические группы северных и южных Алтайцев. Северные (в дореволюционной литературе иногда назывались "черневыми татарами") включают следующие группы, восходящие к племенному делению: тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), челканцы, или лебединцы (бассейн реки Лебедь), кумандинцы (среднее течение реки Бия); южные Алтайцы (именовались калмыками белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими) - алтай-кижи, теленгиты (бассейн реки Катунь и её притоки).
Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). Широко распространён русский язык. Письменность с 19 века на основе русской графики. С 1923 литературный язык на основе диалекта алтай-кижи. Большая часть верующих - православные, есть баптисты и др.
Северные Алтайцы сформировались, видимо, на основе древнетюркских племён уйгуров, кимаков-кыпчаков, енисейских киргизов, огузов и др. при участии самодийских, кетских и угорских племён. Этническое ядро южных Алтайцев, вероятно, составили кочевые тюркские племена теле и тугю (тюкю), основное население Тюркского, Уйгурского и Киргизского (8 - начало 13 века) каганатов; они смешались с пришлыми (13, 15-18 века) монгольскими племенами. В 1922 образована Горно-Алтайская автономная область (до 1948 называлась Ойротская автономная область), в 1991 - Горно-Алтайская Республика (с 1992 - Республика Алтай).
На горном Алтае сложилось два хозяйственно-культурных типа: скотоводы-кочевники (южные алтайцы, кроме оседлых телеутов) и оседлые охотники и звероловы (северные алтайцы).
Южные алтайцы - теленгиты, телесы и алтайцы - вели экстенсивное хозяйство, основу которого составляло пастбищное скотоводство. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; кроме того, теленгиты имели яков и верблюдов.
У южных алтайцев сложился следующий порядок кочевания: осенью семья со скотом, юртой и всем скарбом переправлялась в ложбины, где имелся обильный корм для скота, и отсюда медленно передвигалась к зимним пастбищам, в горы. Там, в распадке, защищенном от ветра, устанавливали юрту. На склонах гор, свободных от снега, скот находил корм - высохшую траву. Ранней весной начиналось передвижение в обратном порядке.
Телеуты тоже занимались скотоводством, но основу его составляло стойловое содержание скота. Они первыми перешли к оседлости.
Когда стада, особенно крупного рогатого скота, увеличивались, пастбищное содержание в течение круглого года дополнялось заготовкой сена. В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку. Производительность труда при сенокошении по сравнению с сохранявшимся старинным способом - вырываннием травы руками - выросла во много раз. Это позволило увеличить запасы сена и потребовало новой техники его уборки по русскому образцу. Многие байские и зажиточные хозяйства стали применять в конце XIX века конную сенокосилку и грабли, производили заготовку сена в широких масштабах.
У северных алтайцев сложился иной, в отличие от южных, хозяйственно-культурный тип - они были охотниками-скотоводами. Основой их хозяйства служила пешая охота на пушных и копытных зверей. Занимались они и земледелием, и скотоводством, и собирательством, и промыслом кедрового ореха.
Охота предполагала существование охотничьих коллективов. Охота на зверя в одиночку с теми примитивными средствами, которыми пользовались тогда алтайцы, была затруднительной, а на крупного зверя и невозможной. Ловчие ямы создавались коллективно: землю разрыхляли мотыгами, затем сгребали ее деревянными лопатами и относили далеко в сторону. Так же практиковалась охота на копытных животных при помощи больших загородей, сооруженных охотниками сообща.
Как правило охотились только мужчины, а остальные члены семьи не принимали участия.
Улучшению и укреплению хозяйства алтайцев способствовало развитие земледелия и некоторых промыслов, продукция которых шла на продажу. По данным на 1897 год, небольшие посевы ячменя производила половина всех алтайских хозяйств. В районах постоянного общения с русским населением, алтайцы обрабатывали землю сохой или даже железным плугом, снимали урожай серпом и обмолачивали, гоняя по снопам лошадей.
Но во многих районах в земледелии продолжала господствовать традиционная техника. Для разрыхления почвы было два орудия: абыл - мотыга для обработки поля вручную, и андазын - подобие деревянной сохи для вспашки, которая привязывалась к седлу верховой лошади. Боронили ветками сухого дерева, на которое сверху для тяжести клали камни. Сеяли вручную, а удобряли поля разбрасыванием сосновых веток, которые постепенно сгнивали. Иногда посев производили на местах зимних стоянок скота. Жали ножом, молотили короткой палкой и весь маленький урожай зерна (ячмень) хранили в кожаных сумках в юрте. В муку и крупу ячмень размельчали на ручной каменной зернотёрке и в деревянной ступе.
В зажиточных и байских хозяйствах техника земледелия приближалась к технике кулацкого крестьянского хозяйства - железные плуги и бороны, жатки-самосброски, ручные молотилки и веялки. Широко применялся кабальный или наемный труд.
Традиционное жилище - коническая юрта, землянки с бревенчатыми или обшитыми досками стенами, иногда утеплёнными дёрном, с двускатной берестяной крышей и глинобитным очагом; местами - полуземлянки со срубной наземной частью.
Основное средство передвижения - верховая лошадь.
Одежда - холщовые рубаха и штаны, сверху халат, длинные овчинные шубы, кожаные (зимой меховые) сапоги с кожаными, у бедняков - холщовыми голенищами, шапки, у женщин платки.
Традиционная пища - мясо, рыба свежая, сушёная (гальян - для изготовления лапши-тутпач - у кумандинцев и челканцев), мясная и молочная каша, талкан (мука из поджаренного ячменя), съедобные корни и стебли растений.
Одежда - длинная рубаха, штаны, поверх - халат (чекмень) из сукна, длинные овчинные шубы, меховые шапки, сапоги. Замужние женщины носили поверх одежды чегедек - длиннополую безрукавку. Основная пища - мясо, квашеное коровье и кобылье молоко, масло, твёрдый копчёный сушёный сыр (курут), пресный сыр (пыштак); суп с конским мясом и ячневой крупой, талкан, съедобные стебли и коренья диких растений.
Традиционная религия Алтайцев - шаманизм. Подвергались христианизации с 50-70-х годов 18 века, особенно активно - со 2-й половины 19 века после открытия Алтайской духовной миссии. В начале 20 века начал распространяться бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. Существовали развитая мифология, фольклор, эпос.
КумандинцыКумандинцы – это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края, Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай. Кроме того, дисперно они проживают как в Алтайском крае и Республики Алтай, так и за их пределами. Алтайский край и северная часть Республики Алтай являются исторической родиной народа.
По численности кумандинцев определится трудно, но исходя из переписи 1989 г. в Алтайском крае более 2 тысяч, в Республике Алтай около 700 человек. Традиционное занятие коренных жителей – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.д.
В городе Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места.
Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность, и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональным уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнение сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания.
Общественная самоорганизация кумандинцев – это «ассоциация кумандинского народа». Основная цель организации – сохранить этнос, возродить и сохранить язык, осуществлять социально-культурную деятельность, защищать законные интересы народа. Алтайская краевая общественная организация « Ассоциация кумандинского народа» зарегистрирована в июне 1998 г. и является правопреемником общества «Возрождения кумандинского народа». Высшим органом организации является съезд, руководящий орган между съездами – Совет.
Алтайцы Алтайцы - этнографически подразделяются на северных и южных. Численность алтайцев в РФ, по данным переписи 1989 г., приближалась к 70 тыс. чел., из них около 60 тыс. жили в Горно-Алтайском АО ( ныне Республика Алтай). Общим этнонимом «алтайцы» уже в ХХ в. были объединены несколько относительно самостоятельных этнических групп Южной Сибири, говоривших на близких диалектах. Северные алтайцы, называемые в дореволюционной литературе «кузнецкими» или «черновыми татарами», включали в себя следующие группы, восходящими к племенному делению: тубалары, населявшие левобережье р. Бия и северо-западное побережье Телецкого озера, челканцы (лебединцы), населявшие бассейн р.Лебедь, и кумандинцы, жившие в среднем течении р. Бия.
В настоящее время алтайцы говорят на алтайском языке южносибирской подгруппы алтайской семьи, подразделяющемся на диалекты: алтай-кижи, телеут, теленгит, туба, кумандинский, челканский. Официально числились православными, однако продолжали держаться традиционных культов, большим авторитетом пользовались шаманы. Письменность создана в Х1Х в. с русским графическим строем. В основу литературного языка (с 1922 г.) лег диалект алтай-кижи.
Этногенез северных алтайцев, в том числе тубаларов, по-видимому, результат исторического взаимодействия древнетюрских, кетских, самодийскихи, возможно, угорских племен.
Основу традиционного хозяйства северных алтайцев составляло отгонное скотоводство, в первую очередь, разведение овец, лошадей, иногда крупного рогатого скота. Практиковалось примитивное мотыжное земледелие: сеялся в первую очередь, ячмень. Большое значение имела охота, в первую очередь, на копытных, а с приходм русских – и на пушных, с целью уплаты ясаки и на продажу. Первоочередными продуктами собирательства были кедровые орехи, ягоды, различные коренья , а также дикая конопля для изготовления холста. У северных алтайцев издавна были развиты надомная металлургия и кузнечное ремесло: изготовляли прежде всего предметы вооружения. В связи с бурным развитием промышленной металлургии в регионе к концу ХУ111 в. этот промысел окончательно угас.
Жилища представляли собой: конические шалаши, покрытые берестой или корой; зимние шалаши - без крыши, в виде усеченной пирамиды, покрытые берестой; летние шалаши с двухскатной крышей, покрытой берестой; летние шалаши с четырехскатной крышей, покрытой берестой; цилиндрические нерешетчатые шалаши, покрытые корой; летние прямоугольные срубы с коническими крышами, покрытыми корой; многоугольные срубы с коническими крышами, покрытыми корой.
Алтайский этнос имел свою письменность еще до советских реформ 20-30 годов. Общий для алтайцев и хакасов алфавит на основе русской графики был разработан русской православной духовной миссией в середине Х1Х в. Использовался до 1931 г, когда был заменен латинской графикой. С 1938 г. вновь введен усовершенствованный русский алфавит.
Челканцы Челканцы. Численность – Ориентировочно ок. 2 тыс. человек. По данным Правительства Республики Алтай в 1997 году в Турочакском районе Республики проживало 1689 челканцев.
Расселение – проживают в Республике Алтай – в деревнях Курмач-Байгол, Суранаш, Малый Чибечень и Иткуч, расположенных по р.Лебедь и ее притоку Байгол.
Субэтническая группа алтайцев. Другие названия (устарев.): лебединцы, лебединские татары. Самоназвания: чалканду (шалканду), куу-кижи (в переводе лебедь). В составе челканцев две родо-племенные группы: шалканыг и шагшылык.
Говорят на челканском диалекте, который входит в северную (уйгуро-огузскую) группу диалектов алтайского языка (тюрскмя языковая семья.
Челканцы входят в состав северных алтайцев. В формировании челканцев приняли участие местные племена самодийского и кетского происхождения, которые подверглись тюркизации в эпоху массового переселения тюрков на Алтай. В местах их современного проживания они известны по русским письменным источникам с 1-й четверти XVII века; их земля называлась Щелканы или Щелканская волость. В 1642 году часть челканцев ушла в Телесскую землю (населенная алтайцами область вокруг Телецкого озера) и в Саяны. Челканцы жившие по р, Бия, часто в документах XVII века относились к Кондомским волостям.
В настоящее время, места исконной среды обитания челканцев, их традиционного образа жизни и хозяйствования в частности в Турочакском районе, Республики Алтай, в результате длительного ведения лесозаготовительных работ были разрушены и фактически не сохранились. В результате чего, их жизнеобеспечивающие традиционные отрасли хозяйствования – использование кедровой тайги, занятия охотой, пчеловодством, рыболовством, сбором лекарственных трав пришли в упадок.

@темы: народы