Fairy Tale Tarot by Lisa Hunt22 СА, 56 МА. Многие названия СА заменены на то, что автору показалось более подходящим: Шут - Невинностью, Жрица - Колдуньей, Императрица - Феей-Крестной, Император - Стариком-мудрецом, Сила - Храбростью, Повешенный - Пленением, Смерть - Трансформацией, Дьявол - Искушением, Башня - Жульничеством (Разоблачением), Суд - Избавлением, Мир - Счастливым финалом.
Масти стандартные - Чаши, Мечи, Жезлы, Пентакли. Придворные карты начинаются с Королевы, вторым следует король, далее Принцесса (вместо Рыцаря), последним - Принц (чертовы феминистки повсюду).
Схожести сюжетов МА с уэйтовскими я при первом просмотре не усмотрела. Сила и Правосудие расставлены по уэйтовской схеме - Сила VIII, Правосудие XI.
Раздражает, что авторы сказок (в случае, если они авторские) не упомянуты. Конечно, в каждой есть народные корни, но "Цветы маленькой Иды" - это нифига не датская сказка, это сказка датского писателя.
Пока, по первым впечатлениям (делайте скидку на то, что я в общем скорее консерватор, чем новатор):
Рисовка людей (ну и прочих антропоморфов) нравится меньше, чем в колоде Махони (в некоторых местах прорисовка лиц мне упорно напоминает страшненькие клипарты), хотя стили, конечно, совсем разные и сравнение некорректно. Некоторые картинки кажутся откровенно передранными с колоды Махони-Уколова (аналогичная композиция, хотя, разумеется, другое визуальное и цветовое решение). Не нравится отсутствие рамки вокруг картинки - быстро затреплются края, и пострадает изображение. Подбор Арканов - не везде согласна, мне кажется, что у Махони совмещение сказки со смыслом аркана в целом лучше.
Общая цветовая гамма колоды - скорее темная; тут приглушенные, ненасыщенные цвета, фон часто темный, частое ощущение сумерек или ранней ночи, или недостаточной освещенности.
Но я в восторге от пейзажей за спинами героев. Деревья, в рисунках коры которых прячутся (или не прячутся) разнообразные морды, тени и камешки, формирующие фигуры вроде спиралей и пентаграмм, болотные огоньки, светляки и все такое прочее.
Вообще, колода больше заточена на работу в стиле юнгианского психоанализа, под работу со снами, под сказкотерапию, чем колода Махони-Уколова.
Старшие Арканы и сказки к ним(жирным шрифтом выделены карты, которые я уже просмотрела и высказалась на их тему. От названия сказки линки ведут к соответствующим текстам. В каждом "читать дальше" спрятано как минимум изображение карты. Изображения взяты с
официального сайта колоды).
0 (Шут) Innosence/Невинность -
Красная Шапочка (Шарль Перро).
читать дальше
Момент, когда Волк всячески вешает КШ лапшу на уши, подталкивая ее идти длинной тропой. Ключевые слова у Хант: неопытность переходящая в идиотизм, невинность, спонтанность. На первый план еще выходит преследование кем-то иным своих целей и непонимание кверентом происходящего (+недостаточная информированность); архетип пути, возможность крушения1 (Маг) The Magician/Маг -
Громовый Дракон (китайская сказка)читать дальше
На карте - мальчик У, любующийся сиянием драконьей чешуи в шкатулке, за его спиной - чернильные грозовые сумерки, в которых угадываются очертания драконов.
Интересен аспект магических способностей как подарка. В сказке присутствуют все четыре стихии - ветер, дождь и молния (огонь) дракона, и земля людей. Тема поставленного условия (гейса), необходимого для сохранения дара.
Ключевые слова у Хант: направление энергии, фокусировка. Сокровище, внутренняя драгоценность. Неожиданно открытая в себе способность или умение. Осмысление полученного дара и получение возможности пользоваться им.2 (Жрица) The Sorceress/Колдунья -
Дева озера Ллин-ы-Ван-Вах (Уэльс)читать дальше
Фигура на карте не то чтобы статична, но она ничем конкретным не занята, ходит по глади озера туда и сюда и выглядит при этом располневшей и престарелой - может, думает, что никто на нее не смотрит. Эта Дева Озера в книге привязана к этой сказке, но может с тем же успехом иллюстрировать любую другую сказку или легенду об Озёрной Деве.
Ключевые слова у Хант: интуиция, секреты, тайны. По сказке же получается - волшебство, соблюдение обязательств, целительство, знание человеческих судеб (возможно, только людей той земли, на которой она живет, как у Баньши - за наводку спасибо Несс). Я не вижу за этой картой Жрицы в классическом представлении об этом Аркане, если только через озеро, как символ интуиции, мудрости, глубокого знания, и источник сокрытого в нем сокровища3 (Императрица) The Fairy Godmother/Фея Крестная -
Золушка (Шарль Перро)читать дальше
На карте момент, когда Фея-крёстная уже превратила платье золушки в прекрасный наряд, но волшебство еще не окончено - тыквы и мышата еще остаются в своих естественных формах.
Сказка аркана совпадает со сказкой IV СА Фэйритейл Карен Махони.
Ключевые слова у Хант: мать, воспитательница, Анима. Ловкость и мастерство, умение устроить дела к всеобщему удовольствию. Старшая женщина, или играющая ведущую роль. Та, что берет на себя устройство дел.4 (Император) The Wise Old Man/Мудрый Старик -
Похлебка в яичной скорлупке (уэльская)читать дальше
На карте изображен старый мудрец Гир Ки-фаридд. Немного странно в позиции Императора наблюдать мудреца отшельника (тем более, что в сказках имеется нехилый ассортимент благородных и могущественных королей, премудрых султанов и царей-батюшек).
В изображении наблюдается некоторый контраст - место, где пребывает мудрец, выглядит созданным природой, хотя при этом видно, что трон сделан и покрыт резьбой руками человека. Но дерево позади трона разрослось уже так сильно, что скоро обхватит трон своей корой, плющ (символ вечной жизни), мох (символ опеки и заботы) и папоротник (символ исполнения желаний) заполнили все вокруг. Корни дерева (глубина познания) ползут под ногами. Но мудрец не выглядит частью этого места, он сам по себе (возможно, срабатывает общий архетип Императора, который не является и не может являться хозяином природы и ее частью). Его мудрость (судя по звездам на его короне и в бороде) - не земного происхождения, а небесного, и вся фигура говорит "я тут ненадолго. Хотите что-то спросить - давайте быстрее".
Ключевые слова у Хант: отец, лидер, Анимус Мудрость. Совет, получение хорошего совета для разрешения ситуации. Жизненный опыт, использование накопленных знаний. Помощь в трудной ситуации, за которой надо обратиться самостоятельно.5 (Первосвященник) The Mentor/Наставник -
Кот в сапогах (Шарль Перро)читать дальше
В книге сказка отмечена как германская, возможно вариант Гримм, который они так и не включили в окончательный вариант своего сборника (хотя у меня глубокое ощущение, что в моём первом, советском "макулатурном" издании Гримм эта сказка была). У самих Гримм сказка шла в разделе Эльбы (Альбы, Альвёр - т.е. эльфы), в разделе "Домашние духи и домовые", что объясняет и сапоги (возможно, скороходы или даже скорее одежда-выкуп, чтобы домашний дух имел возможность покидать дом, с которым он связан), и кошачий образ.
На карте не часть сюжета, а просто фигура кота, бегущего по хозяйским делам и обернувшегося к наблюдателю.
В колоде Махони эта сказка (ее финал) относится к 9 чаш.
Ключевые слова у Хант - проводник, советчик. Помощник, верный ловкий слуга.6 (Любовники) The Lovers/Любовники -
Йоринда и Йорингель (братья Гримм)читать дальше
Эпизод, когда воссоединившаяся пара выпускает заколдованных птиц (не видно, чтобы они их расколдовывали, только открывают волшебные клетки). Хороший момент внутренних свобод, которые может принести настоящая любовь, или новых черт, свойств личности и характера (также новых идей), которые были до поры до времени заперты и не проявляли себя. Также образ соединения возлюбленных. Значения выбора не прослеживается не только в Аркане, но и в сказке в целом. В одной из клеток заперта ведьма-сова; она не может в данный момент творить злые чары, но она присутствует на картинке.
Ключевые слова по Хант: обязательства (не знаю, это самое, кажется, близкое к смыслу аркана значение слова commitment, связи.7 (Колесница) The Chariot/Колесница -
Рассказ о коне из чёрного дерева (из 1001 ночи)читать дальше
Эпизод: волшебный деревянный конь уносит по воздуху принца и его похищенную избранницу. Тот же фрагмент сказки на Рыцаре кубков Фэйритейл К.М., но акцент в силу аркана совсем на другом.
Ключевые слова по Хант: продуманное действие, пробивная сила. Немного странные акценты сделаны для аркана Колесница, + меня несколько смущает, что в первой десятке ряда СА стоит эпизод, отчетливо близкий к счастливому концу сказки. Отсутствует неизбежность колесницы, невозможность свернуть с выбранного пути (хотя, конечно, вздумай принц сейчас вернуться в султанат похищенной принцессы, и отдать оскорбленную действием девицу отцу, развитие сюжета, думаю, стало бы прямым, как кинжальный клинок, и совершенно необратимым и не контролируемым ГГ, и так же в случае, когда принц с девицею бежал от ромейского царя, - так что тут выходит смысл "обратной дороги нет... ну, может и есть, но лучше не надо".8 (Сила) Courage/Храбрость -
Иссун-Боши (Япония)
читать дальше
Изображен момент, когда Иссун-боши вступает в бой с они, защищая дочь сюзерена.
Ключевые слова по Хант: сила, храбрость, преодоление препятствия. Действие в неравных условиях; сражение с превосходящими силами противника, следование долгу и внутренним склонностям, несмотря на физические кондиции - и, как следствие, награда.9 (Отшельник) The Hermit/Отшельник -
Лесная Фея (чешская сказка)">
читать дальше
Изображен момент, когда Бетушка танцует на поляне с лесной феей (и - да! меня смущают и фрустрируют две фигуры на карте Отшельника!!! Мне уже хочеться орать - тётя, ну ты совсем дура что ли, чтобы смешивать архетит волшебного дарителя и архетип отшельника????).
Образ Отшельника, кажется, сдвоенный - это и лесная фея, которая мало кому показывается (и несет в себе ту часть архетипа отшельника, которая отвечает за волшебный дар), и девочка, которая целые дни проводит на лесной поляне в компании овец и веретена (часть архетипа, которая отвечает за получение бонусов через уединение). В этом уединении она получает дары за свои труды - умение танцевать, волшебную пряжу и волшебное золото (знаем мы эти дары фей - я совсем не удивлена, что ее матушка постаралась сразу избавиться от волшебных монет).
Ключевые слова по Хант: спокойное обдумывание, одиночество/уединение/изоляция, самоанализ Тру8501.diary.ru/?editpost&postid=133062629#д в одиночестве. Умение вовремя напомнить о своих нуждах (если есть кому). Обретение внутренних сокровищ через уединение. 10 (Колесо Фортуны) The Wheel/Колесо -
Стоптанные туфельки (Гримм)читать дальше
Изображен момент, когда дюжина принцесс вереницей уходит в подземное царство на бал к своим иномирным возлюбленным (в колоде Махони эта сказка соответствует 9 жезлов). Графически девицы действительно образуют колесо, вращающееся вокруг оси - заколдованного замка. Однако по факту в их круговращении нет перемен, принцессы "залипли" в своей ситуации, которая не приносит никакого видимого результата, кроме галантных радостей (возможно, уже и приевшихся за такое время) и регулярных расходов на туфли. Кружащиеся принцессы протоптали по своему "ободу" уже такую колею, что сами не могут из нее выбраться, должно вмешаться стороннее лицо. Движения очень много, но оно совершенно нерезультативно и не приносит изменений.
Ключевые слова по Хант: перемена, движение 11 (Правосудие) Justice/Правосудие -
Гусятница (Гримм)читать дальше
В колоде Карен Махони эта сказка (чуть более поздний ее эпизод) использовалась для 10 монет. Непосредственно в этом рисунке нет темы правосудия, оно будет реализовано позже по сюжету сказки. Тут - только безысходность и претерпевание лишений, без видимой (из данной точки сюжета) перспективы вернуть себе отобранные обманом вещи и положение. Период отработки кармы.
Ключевые слова по Хант: правосудие, баланс, карма Лишение обманом, поддержка в трудной ситуации словом (другой поддержки, кроме моральной, нет - но положение оказывающего эту поддержку может ранить и травмировать), потеря положения и денег, расстройство планов. 12 (Повешенный) Entrapment/Пленение -
Рапунцель (Гримм)читать дальше
На карте - Рапунцель в состоянии ожидания. Даже ее волосы, кажется, пока не доросли до подножия башни. Она ничего не делает, в карте нет ни малейшей динамики, - только за углом башни, там, где не видит Рапунцель, кружится несколько птиц.
Ключевые слова по Хант: застревание, временная остановка/прекращение деятельности, переходный период.
Довольно удачная сказка для этого аркана: залипание в какой-либо ситуации, пребывание в ней, невозможность выйти из нее самостоятельно, вынужденное ожидание каких-либо действий и событий извне, но они не случатся, пока не пройдет положенное время.13 (Смерть) Transformation/Трансформация -
Красавица и Чудовище (Жанна Мария Лепренс де Бомон )читать дальше
В колоде Карен Махони эта сказка занимает позицию Силы.
На карте - Красавица, в слезах склонившаяся над почти бездыханным Чудовищем.
Тема смерти в аркане не раскрыта (просмотрела разные версии сказки, во всех звучит "жить тебе до тех пор в образе чудища, пока..", т.е. чудовище всегда преобразовывается не после смерти, а на ее пороге), но тема именно трансформации в общем прослеживается. Трансформация (внешности) силой любви и принятия, разбиение злых чар; горе и эмоциональный порыв, на волне которых произносятся слова, оздоравливающие ситуацию в целом.
Ключевые слова по Хант: резкие перемены, порог, новые начинания14 (Умеренность) Temperance/Умеренность -
Живая вода (испанская сказка)читать дальше
На карте изображена младшая сестра, которая зачерпывает кувшин живой воды, на заднем плане - дерево вечной красоты (гм. гм.) и говорящая птица на его ветвях.
Довольно странно видеть архетип Звезды на карте Умеренности. Впрочем, функция психопомпа - не только переводить души из мира в мир, он сам представляет собой связь между мирами. Младшая сестра, которая отправляется в сказочный мир за чудесными вещами, соединяет оба мира и, вернувшись, одушевляет с помощью кусочка волшебного мира красивый, но мертвый до сих пор замок (да, согласна, притянуто за уши, но лучше, чем ничего; за наводку спасибо Элри)
Ключевые слова по Хант: умеренность, баланс, внутренние образы.15 (Дьявол) Temptation/Искушение -
Синяя Борода (Перро)читать дальше
На карте изображена девица почему-то в арабской одежде с шальварчиками под драной юбкой, которая, оглядываясь, собирается отпереть запретную дверь.
В колоде Махони другой эпизод этой сказки занимает позицию Рыцаря Мечей.
Искушение, которому можно противостоять, но не получается. Обман и ложь. Агрессивный Анимус.
Ключевые слова по Хант: встреча с Тенью, иллюзии, темные силы 16 (Башня) Deception/Жульничество -
Новое платье короля (Андерсен)читать дальше
На карте - триумфальный выход короля в новом платье со свитой к народу.
Несколько мелко для башни, в колоде Махони сказка присвоена 6 жезлов, и выглядит там вполне уместно (ложные и истинные триумфы). Ничто, по сути, не разрушено, кроме ловко склепанной ментальной конструкции, которую парочка мнимых портных ухитрилась навесить на короля. После этого момента ничего фактически не переменится - не сменится в стране король, и подданные его никуда не денутся, а увеличение налогов и несколько показательных казней пресекут хихиканье, и все пойдет по-прежнему.
Ключевые слова по Хант: несчастье, разбитые иллюзии, раскрытие тайны. Осознание правды, разоблачение обмана, крушение тщательно (и долго) выстраиваемых иллюзий. 17 (Звезда) The Star/Звезда -
Звездная Дева (оджибве)читать дальше
На карте - девушка-звезда, запутавшаяся в ветвях дерева.
Ключевые слова по Хант: вдохновение, свобода, великое озарение Нахождение своего места в мире, понимание роли и сути. Внезапное озарение/понимание или открытие18 (Луна) The Moon/Луна -
Спящая Красавица (Перро)читать дальше
На карте - погруженная в глубокий сон Спящая Красавица. В раскрытое окно ее спальни светит полная луна, через подоконник в комнату вползает разросшийся дикий виноград. Изголовье кровати украшено резьбой с фазами луны, над изголовьем - картина (гобелен?), напоминающая пейзаж классического Аркана Луна - вода и башни. На одеяле дремлет черный котенок. Любопытно, что цветущий шиповник в карте присутствует только в виде вышивки на одеяле..
Прекрасный образ для Луны. Интересно, что эта карта исключает "вину" персонажа за следование лунному пути; тут нет ошибки в действиях - это просто стечение обстоятельств.
Ключевые слова по Хант: направленность внутрь, время снов, иллюзии. Пауза, отсрочка, время для снов, иллюзорность, остановившееся время. Ночь.19 (Солнце) The Sun/Солнце -
Три звериных короля (итальянская)читать дальше
На карте - три расколдованных принца с женами, выходящие из сумрачного и страшного леса к солнцу. Их "личный квест" завершился, проклятие разбито, три их звериных облика остались в лесу (дельфин у корней, олень в переплетении ветвей, и сокол в воздухе), и им незачем больше оставаться в мире волшебства. Они возвращаются.
Ключевые слова по Хант: празднование, радость, триумф. Победа, счастливый исход, возвращением домой, удачное завершение.20 (Суд) Redemption/Искупление/Избавление -
Гадкий утёнок (Андерсен)читать дальше
На карте изображен момент, когда Гадкий утенок весной, увидев лебедей, бросается в воду и плывет к ним с мыслью, что пусть лучше они убьют его, чем жить как прежде.
Но его сюжен уже завершен, и он вот-вот будет принят подобными ему лебедями и поймет, что прекрасен так же, как они.
В колоде Махони сказка относится к тузу чаш.
Ключевые слова по Хант: трансформация, освобождение, справедливость. Завершение динамического сюжета, завершение преобразования.
21 (Мир) Happily Ever After/И жили долго и счастливо... - Замок (не-сказка, общий финальный аркан)
читать дальше
Карта счастливого финала сказки, полного завершения личного сюжета и выхода из сказочного/психического пространства с обретенным сокровищем в руках, получение знания. Это последний кусочек паззла, который следует положить на место, чтобы картинка приобрела завершенность.
Значения по Хант: целостность, индивидуация/интеграция
Но Кот это просто ужас!
Я думаю, в этой колоде будет целесообразно забить на на привязки к архетипам арканов, и подогнать колоду под сказкотерапию и юнгианский анализ.
Предыдущая сказочная колода, Махони-Уколова, на порядок профессиональней сделана, получилась отличная, полностью универсальная колода, которая хоть и работает на сказочном пласте, но свободно берёт любую сферу, от финансов до здоровья.
Там в сказке очень выраженный момент зацикливания на действии и внешний наблюдатель (солдат, Анимус), который разбивает этот "порочный круг".
Скажешь что-нибудь на эту тему?
Длинная череда прекрасных дам приятна взгляду ну и, может быть, больше с мужской точки зрения, вызывает ассоциации и с терпимости, где можно нахвататься самых разнообразных радостей.
Волосы Рапунцель - действительно очень удачный образ.
Красавица и чудовище несколько озадачила,но в целом, отторжения не вызвала, трансформация как трансформация )
Дева Озера и Фея Крёстная мне тоже нормально покатили, только тыкв многовато.
Мне еще очень понравилась Луна как Спящая красавица - вот этот период вынужденной отсрочки, снов, спокойствия... и отсутствие личной вины в том, что "на лунной дорожке ступил не туда", просто дорожка - такая.
Про Колесо я подумаю, все же меня оно пока больше удивляет и озадачивает.
Красавица и Чудовище в позиции Смерти и Голый Король в образе Башни - они меня скорее удивляют на этих позициях мелковатостью образов применительно именно к этим Арканам. Масштабы очень разные. Как будто там, на месте этого аркана - целый океан, а автор подошла и черпнула наперстком, а потом этот наперсток всем показывает и говорит: вот, глядите - океан!
Обзор сказок - лучшее украшение моей френдленты.
Картинка Правосудия хорошо передаёт образ. Пасти гусей - это значит полностью находится в этом аркане. Знаю по опыту ) И посох очень хорош.
Но на место кота было бы традиционней и естественней поместить рисунок мудрого аристократа и великого посвященного маркиза Великана, противостоящего козням кота-профана.
А голый король и чудовище, превращающееся в принца, отторжения не вызывают.
Но если сложится с чтением курса по сказочным колодам в Ларискиной школе - то курс буду вести по обоим колодам сразу.
Просто старая Фэйритейл, которая Махони-Уколова, настолько отбалансирована и универсальна, и с таким удачным подбором сюжетов сказок к сюжетам арканов, что может не оказаться смысла менять идеальный инструмент на просто рабочий.
Здесь, на мой вкус, подбор сюжетов сильно проигрывает. Многие без глубины, а я на это очень нервно реагирую. То есть я легко воспринимаю, если какая-нибудь очень нехарактерная сказка будет привязана к аркану, но если она по масштабу и глубине не дотягивает до исходного аркана - это так странно воспринимается...
Опора на архетипы тут слаба.
Та колода, конечно, несравненно круче.
Как-то ещё оказывается так много времени прошло с тех пор. Вроде бы не так давно читал.
спасибо!