Я иду на запах огня, свет воды и тепло земли
Немного о любимой богине.
Текст старый, но я его изрядно дополнила.
1. Кибела – фригийская богиня, Мать богов и всего живого, хозяйка зверей, вошедшая сначала в греческий, а позднее и в римский пантеон.
2. Этимология имени Кибелы не вполне ясна. Когда-то её имя переводили примерно как «Та, длинноволосая», но позже, после того, как была обнаружена фригийская надпись matar kubileya – Горная Мать – первую трактовку поставили под сомнение. Иногда сопоставляют имя Кибелы с индийским kumbha – сосуд (с амритой).
читать дальше3. Нередко считается, что Кибела – это, скорее, собирательное и более распространенное имя множества местных, связанных с определенными локациями богинь-матерей, любую из которых можно было назвать просто Матерью.
4. Например, арабские Аль-Лат, Аль-Узза и Манат считаются близкими к Кибеле по функциям богинями (она сочетает в себе все три этих лика), так же как Иштар-Инанна.
5. Предшествуют Кибеле сначала неолитическая богиня, а позже – Великая фригийская богиня. Все они являются Pammetor, Всематерями, подарившими жизнь всему живому на земле – и богам, и людям, и животным.
6. С более древними богинями этого региона Кибелу объединяет не только схожесть функций, но и образ крупных диких кошек, сопровождающих ее и подчиняющихся ей: обычно это львы, но иногда леопарды и пантеры.
7. Также символами Кибелы фригийского периода были хищные птицы (особенно совы) и небольшие кувшины.
8. Позже культ Кибелы слился с культом хуррито-лувийской, ассимилированной хеттами, более древней богини Ку-бабы, от которого Кибела переняла функцию охранительницы городов; в догреческий период Кибела почиталась как Великая госпожа Пессинута (Пессинунта), а Ку-баба – как Великая царица Кархемыша.
9. В Пессинуте находился огромный храм Кибелы, упоминаемый Страбоном.
10. В пессинутском храме хранился и один из культовых символов Кибелы – некий черный камень (предположительно, метеорит).
11. Через камень, в котором пребывает Кибела, ее связывают с греческим мифом об Агдистис: из камня, на который Зевс уронил семя, домогаясь Кибелы, появляется гермафродит Агдитис (отсылка к партеногенности богини-всематери). Боги решают оскопить Агдистис, и существо становится женщиной и влюбляется в Аттиса. Из крови оскопленного Агдитиса появляется миндаль (или гранат), нимфа Нана прячет зерно миндаля у себя в лоне и беременеет Аттисом.
12. Кибела – богиня гор и пещер. Женских богинь – покровительниц гор не очень много, но в частности по этому признаку она объединилась на греческих территориях с Реей, матерью Зевса.
13. Кибела называлась также Идейской матерью, Диндименой и Спиленой – все эти эпитеты происходят от названий посвященных Кибеле гор (гора Ида недалеко от Дарданелл, гора Диндим, у подножия которой лежал город Пессинут, гора Спил в западной Анатолии, ныне турецкий нац. парк у горы Спил-дагы).
14. На горе Спил сохранилось высеченное в скале изображение Кибелы и двух львов, датируемое примерно 13 в до н. э.(период войн хититов с Зап. Анатолией, известно также под названием «Манисский рельеф»). Лидийский культ, связанный именно с этим изображением, которое считалось древнейшим изображением Ма, был описан Павсанием во 2 веке нашей эры. Также Павсаний писал, что это изображение было вырезано охотником Бротеем из рода Тантала (который позже повздорил с Артемидой, отказавшись почитать её как богиню, от чего и умер). Лицо богини с Манисского рельефа не сохранилось (по естественным причинам), в целом же рельеф изображает женщину в головной фригийской повязке (полосе), которая поддерживает свои груди руками. Возле богини, справа от её головы, есть квадратная пластина со смутными следами хеттских письменных знаков
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54927914.jpg)
15. Женские глиняные статуэтки из Чатал-Хуюк считаются изображением одной из богинь-матерей – прямых предшественниц Кибелы.
13. Кибела связывается с пчелами, как и критская Рея (а, возможно, именно благодаря ей).
14. Кибела связана с полным циклом жизни – она дает жизнь, присматривает за своими детьми, пока они живы, и забирает жизнь, когда приходит время, и именно поэтому одна из проявленных в доэллинский период, но позже почти забытых ее функций – охрана могил.
18. Изначально Кибела партеногенна – зачинающая без участия мужского начала и производящая все живое.
19. Однако не надо путать Кибелу и прочих богинь – покровительниц жизни, с богинями земли. Изначально она покровительствует только плодородию животных и людей.
20. Тем не менее, культ Кибелы был в более поздние периоды связан с годовым растительным циклом, и её сблизили с греческой Деметрой и римской Опс.
21. До 8-6 вв. до. н. э. Кибела почиталась без мужского спутникового божества, потом появился Аттис – ее сын (внук), жрец, супруг и страж
22. Аттис – мужской спутник Кибелы, связываемый со смертью и возрождением растительного мира.
23. По версии Павсания, Аттис – фригиец, с юности неспособный к деторождению, учредивший в Лидии ежегодные празднества в честь Кибелы (за что его почему-то убивает посланный Зевсом кабан, а из пролитой крови появляются некоторые цветы и растения).
24. По другой легенде, Аттис – жрец Кибелы, до того красивый, что сама богиня влюбилась в него, и Аттис дал ей обещание хранить верность до смерти. Но позже он то ли влюбился в нимфу, то ли серьезно настроился на бракосочетание с царской дочерью, тем самым нарушив своё обещение, и Кибела наслала на него безумие, вследствие которого Аттис самооскопляет себя и умирает. Тело его делается нетленным, а из крови, опять же, вырастают цветы и растения.
25. Обе легенды – довольно поздние, однако это не исключает смысловой связанности богини после 6-8 вв. до н. э. с божеством растительности, ежегодно приносимым в жертву, чтобы тело и кровь его дали силы следующему годовому циклу. В ритуале растительного бога Аттиса символизировала сосна.
26. С Аттисом связано мужское почитание Кибелы (считающееся более поздним по отношению к изначальному культу), сопровождаемое переодеванием мужчин в женскую одежду, самооскоплением, экстазом танца и опьяняющими напитками.
27. Есть теория, предполагающая, что христианский целибат уходит своими корнями именно в отказ от половой функции жрецов Кибелы.
28. То, что очень много пишется о жрецах Кибелы связано не с тем, что отправление культа осуществлялось только мужчинами, а, скорее, со некоторой скандальностью скопчества. С самого начала культа основу служения составляли женщины (однако у меня нет информации, как изменилось соотношение жрецов и жриц к концу Кибелиного почитания в Риме).
Жрица Кибелы:
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54928157.jpg)
29. То, что культ Кибелы в первую очередь женский, подтверждается и поведением её жрецов в поздний период: жрецы Кибелы (галлусы) оскопляли себя, лишая мужского естества, красили лица, отращивали длинные волосы, носили женскую одежду – иногда с двумя круглыми бляхами на ожерелье, которые должны были символизировать груди, в изобилии пользовались женскими благовониями и притираниями, носили драгоценности, то есть стремились стать как можно более похожими на женщину и на свою богиню, и в текстах к ним обращались в женском роде. Эти тенденции свидетельствуют, с одной стороны, об увеличении роли мужчин во всем, включая религиозный обряд, а с другой стороны – явно говорит о вырождении изначального культа.
30. Впрочем, в Пессинутском храме Кибелы тоже были жрецы – целых два. Одного традиционно называли Аттисом, второго – Баттакесом, но эти жрецы выполняли больше политическую функцию связи со светской властью страны – сохранились письма Верховного Жреца Аттиса с двумя царями Пергама – Евменом II и Атталом II (выбитые в камне). Впрочем, позже, в период правления династии Флавиев, существовал совет десяти мужчин-жрецов, которые также назывались «Аттисами», но при этом не были скопцами.
31. Верховный жрец Кибелы, Архигаллус, также не был скопцом (по крайней мере в римский период), так как он избирался из свободных граждан Рима, которые не могли быть лишены мужского естества.
32. Празднества Кибелы носили оргиастический характер, однако поклонение ей связано и с аскетическим самоограничением.
33. Связан культ Кибелы и с культом Диониса. Когда Дионис, пораженный насланным Герой безумием, скитался по миру, он добрался до Фригии, где именно Кибела исцелила его, очистила от совершенных в приступах безумия убийств и приобщила к своим мистериям – эти мистерии и таинства исцелённый Дионис принес с собой в Элладу, и именно они легли в основу его мистерий, связанных с опьянением, жаждой крови и экстазом.
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54928991.jpg)
34. Таким образом, Дионис является хорошей архетипической мужской парой к Кибеле (в отличие от Аттиса, который скорее является функциональным атрибутом Богини в растительных мистериях).
35. В другом варианте, Кибела сложила заново разрубленное (и сваренное) по приказу Геры тело Диониса (в отличие от Исиды не забыв приложить самое дорогое
) и оживила его. После чего все равно приобщила к мистериям.
36. В Греции культ Кибелы имел много параллелей с культом Реи, и, фрагментарно, с культами Афины-защитницы и Артемиды.
37. В греческий период Кибела (по ассоциации с Реей) получает в спутники куретов и корибантов, а порой еще и кабиров (хотя кабиры все же чаще связываются с культами Деметры и Персефоны).
38. Куреты – малые божества крито-микенского происхождения, связанные, вероятно, с растительностью. Корибанты – греческое название фригийских жрецов Кибелы, в танце достигающих того же экстаза, что и менады в свите Диониса. Кабиры – боги (вероятно, также фригийского происхождения), берегущие от опасности и дающие защиту.
39. Марсий, побежденный Аполлоном в музыкальном состязании и убитый им, был малым божеством – спутником Кибелы.
40. Как мать идейских дактилей (десятерых карликов, появившихся от вонзившихся во время родовых мук в почву Иды пальцев Кибелы), богиня косвенно связана с кузнечным делом (дактили первыми освоили рудное дело, найдя железо в недрах Иды – гномы, натуральные гномы). Впрочем, этот миф скорее критский, нежели переднеазиатский – на Крите тоже есть гора Ида, связанная с Реей.
41. Начиная с греческого периода и в связи с почитанием Аттиса праздновались посвященные Кибеле Хиларии в конце марта (весеннее равноденствие) – радостный праздник в честь возрождения Аттиса.
42. В конце Хиларий, 27 марта, совершалось омовение статуи Кибелы.
43. Храм Реи-Кибелы в Олимпии называется Метроон.
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54928073.jpg)
44. Официально культ Кибелы был введен в Риме в 204 году до н. э., в конце второй Пунической войны, в период активного движения Рима на восток.
45. Статую Кибелы привезли в римский портовый город Остия в начале апреля и доставлена в Рим, а впредь в этих числах ежегодно праздновались Мегалесийские игры в честь Кибелы (даты прибытия статуи указываются разные, от 6 до 12 апреля).
46. По другой версии, привезена была не сама статуя, а священный черный камень из Пессинута.
47. На территории Рима образ Кибелы частично слился с образом богини посевов Опс, и среди символов, с которыми ее изображали, появился еще и пучок колосьев.
48. В тот же период с «зеленым колосом, сжатым до времени» стал ассоциироваться и Аттис.
49. Римские празднества, посвященные Кибеле, назывались Мегалезиями. Этот фестиваль начинался ежегодно 4 апреля, в день прибытия Кибелы в Рим. Структура фестиваля не вполне ясна, но в него были включены жертвоприношения и театральные постановки на темы культа Кибелы. 10 апреля изображение Кибелы относили на главный ипподром (Циркус Максимус) и в честь неё устраивали состязания колесниц. Эти три составляющие праздника (жертвы, театральные постановки и скачки) были чисто римскими частями культа, и одобрялись современными им авторами, в отличие от «диких процессий», «фригийских лицедейств» и «сказочных разглагольствований» и мистерий, участие в которых запрещалось части граждан Рима. Лукреций также описывает вооруженных «военных танцоров» Кибелы в трехперых шлемах, устраивающих шествие в честь богини, грохочущих щитами и мечами и опьяненных кровью. В этих же процессиях участвовали и жрецы-скопцы в желтых одеждах и размахивающие ножами. Дорогу процессии окуривали фимиамом и усыпали розовыми лепестками, а статую Кибелы в колеснице, запряженной львами, несли на носилках.
50. Кроме того, в римском культе Кибелы большое значение получили тавроболии и криоболии (с I в до н. э.) – жертвоприношения быков и баранов. Жертвенной кровью обрызгивали поклоняющихся, чтобы обеспечить возрождение, причем именно возрождение в вечную жизнь во плоти – эта идея была перенята митраистами и христианами.
51. Именно на этом основывается теория о том, что цель служения все же не отразить растительный годовой цикл (идея о связи Кибелы и растительного цикла, кстати, введена Фрезером, который любил причесывать все под одну удобную ему гребенку), а получить физическое возрождение (после жертвоприношений адепты появляются из вырытой в земле ямы, в крови, новыми и очищенными).
52. Предметы, с которыми обычно изображалась Кибела – высокая корона на голове (иногда в форме городских стен) как символ охранительницы городов, тимпан (символ ночи, полной луны и праздника), позднее – скипетр (символ власти), завязанная узлом веревка – символ покорности божественной воле; значительно позднее, в Риме – рог изобилия.
53. Христианский великомученик Феодор Тирон сжег храм Кибелы в Амасии (Понт) – и также был в свою очередь сожжен. Мне его не очень-то жаль.
54. Растения, связанные с Кибелой – самшит, кипарис, акация (также дуб, плющ, сосна, мирт, фиалки и даже брусника – но либо в более поздний период, либо через Аттиса).
55. Римская Базилика ди Санта Мария Маджиори построена на месте храма Кибелы.
56. В Мадриде на Plaza de Cibeles находится фонтан со статуей Кибелы, правящей запряженной парой львов колесницей.
57. Храм Кибелы-Реи на территории Малой Азии описан в «Таис Афинской» Ивана Ефремова. Вероятнее всего, прообразом статуи Кибелы из книги послужили глиняные Ма из Чатал-Хуюка.
58. 23 апреля 2007 года в болгарском прибрежном городе Балчике во время строительства нашли хорошо сохранившийся подземный храм Кибелы римского периода. Одна из находок – метровая статуя Кибелы с львенком на коленях.
Реконструкция:
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54927887.jpg)
© shellir
Текст старый, но я его изрядно дополнила.
1. Кибела – фригийская богиня, Мать богов и всего живого, хозяйка зверей, вошедшая сначала в греческий, а позднее и в римский пантеон.
2. Этимология имени Кибелы не вполне ясна. Когда-то её имя переводили примерно как «Та, длинноволосая», но позже, после того, как была обнаружена фригийская надпись matar kubileya – Горная Мать – первую трактовку поставили под сомнение. Иногда сопоставляют имя Кибелы с индийским kumbha – сосуд (с амритой).
читать дальше3. Нередко считается, что Кибела – это, скорее, собирательное и более распространенное имя множества местных, связанных с определенными локациями богинь-матерей, любую из которых можно было назвать просто Матерью.
4. Например, арабские Аль-Лат, Аль-Узза и Манат считаются близкими к Кибеле по функциям богинями (она сочетает в себе все три этих лика), так же как Иштар-Инанна.
5. Предшествуют Кибеле сначала неолитическая богиня, а позже – Великая фригийская богиня. Все они являются Pammetor, Всематерями, подарившими жизнь всему живому на земле – и богам, и людям, и животным.
6. С более древними богинями этого региона Кибелу объединяет не только схожесть функций, но и образ крупных диких кошек, сопровождающих ее и подчиняющихся ей: обычно это львы, но иногда леопарды и пантеры.
7. Также символами Кибелы фригийского периода были хищные птицы (особенно совы) и небольшие кувшины.
8. Позже культ Кибелы слился с культом хуррито-лувийской, ассимилированной хеттами, более древней богини Ку-бабы, от которого Кибела переняла функцию охранительницы городов; в догреческий период Кибела почиталась как Великая госпожа Пессинута (Пессинунта), а Ку-баба – как Великая царица Кархемыша.
9. В Пессинуте находился огромный храм Кибелы, упоминаемый Страбоном.
10. В пессинутском храме хранился и один из культовых символов Кибелы – некий черный камень (предположительно, метеорит).
11. Через камень, в котором пребывает Кибела, ее связывают с греческим мифом об Агдистис: из камня, на который Зевс уронил семя, домогаясь Кибелы, появляется гермафродит Агдитис (отсылка к партеногенности богини-всематери). Боги решают оскопить Агдистис, и существо становится женщиной и влюбляется в Аттиса. Из крови оскопленного Агдитиса появляется миндаль (или гранат), нимфа Нана прячет зерно миндаля у себя в лоне и беременеет Аттисом.
12. Кибела – богиня гор и пещер. Женских богинь – покровительниц гор не очень много, но в частности по этому признаку она объединилась на греческих территориях с Реей, матерью Зевса.
13. Кибела называлась также Идейской матерью, Диндименой и Спиленой – все эти эпитеты происходят от названий посвященных Кибеле гор (гора Ида недалеко от Дарданелл, гора Диндим, у подножия которой лежал город Пессинут, гора Спил в западной Анатолии, ныне турецкий нац. парк у горы Спил-дагы).
14. На горе Спил сохранилось высеченное в скале изображение Кибелы и двух львов, датируемое примерно 13 в до н. э.(период войн хититов с Зап. Анатолией, известно также под названием «Манисский рельеф»). Лидийский культ, связанный именно с этим изображением, которое считалось древнейшим изображением Ма, был описан Павсанием во 2 веке нашей эры. Также Павсаний писал, что это изображение было вырезано охотником Бротеем из рода Тантала (который позже повздорил с Артемидой, отказавшись почитать её как богиню, от чего и умер). Лицо богини с Манисского рельефа не сохранилось (по естественным причинам), в целом же рельеф изображает женщину в головной фригийской повязке (полосе), которая поддерживает свои груди руками. Возле богини, справа от её головы, есть квадратная пластина со смутными следами хеттских письменных знаков
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54927914.jpg)
15. Женские глиняные статуэтки из Чатал-Хуюк считаются изображением одной из богинь-матерей – прямых предшественниц Кибелы.
13. Кибела связывается с пчелами, как и критская Рея (а, возможно, именно благодаря ей).
14. Кибела связана с полным циклом жизни – она дает жизнь, присматривает за своими детьми, пока они живы, и забирает жизнь, когда приходит время, и именно поэтому одна из проявленных в доэллинский период, но позже почти забытых ее функций – охрана могил.
18. Изначально Кибела партеногенна – зачинающая без участия мужского начала и производящая все живое.
19. Однако не надо путать Кибелу и прочих богинь – покровительниц жизни, с богинями земли. Изначально она покровительствует только плодородию животных и людей.
20. Тем не менее, культ Кибелы был в более поздние периоды связан с годовым растительным циклом, и её сблизили с греческой Деметрой и римской Опс.
21. До 8-6 вв. до. н. э. Кибела почиталась без мужского спутникового божества, потом появился Аттис – ее сын (внук), жрец, супруг и страж
22. Аттис – мужской спутник Кибелы, связываемый со смертью и возрождением растительного мира.
23. По версии Павсания, Аттис – фригиец, с юности неспособный к деторождению, учредивший в Лидии ежегодные празднества в честь Кибелы (за что его почему-то убивает посланный Зевсом кабан, а из пролитой крови появляются некоторые цветы и растения).
24. По другой легенде, Аттис – жрец Кибелы, до того красивый, что сама богиня влюбилась в него, и Аттис дал ей обещание хранить верность до смерти. Но позже он то ли влюбился в нимфу, то ли серьезно настроился на бракосочетание с царской дочерью, тем самым нарушив своё обещение, и Кибела наслала на него безумие, вследствие которого Аттис самооскопляет себя и умирает. Тело его делается нетленным, а из крови, опять же, вырастают цветы и растения.
25. Обе легенды – довольно поздние, однако это не исключает смысловой связанности богини после 6-8 вв. до н. э. с божеством растительности, ежегодно приносимым в жертву, чтобы тело и кровь его дали силы следующему годовому циклу. В ритуале растительного бога Аттиса символизировала сосна.
26. С Аттисом связано мужское почитание Кибелы (считающееся более поздним по отношению к изначальному культу), сопровождаемое переодеванием мужчин в женскую одежду, самооскоплением, экстазом танца и опьяняющими напитками.
27. Есть теория, предполагающая, что христианский целибат уходит своими корнями именно в отказ от половой функции жрецов Кибелы.
28. То, что очень много пишется о жрецах Кибелы связано не с тем, что отправление культа осуществлялось только мужчинами, а, скорее, со некоторой скандальностью скопчества. С самого начала культа основу служения составляли женщины (однако у меня нет информации, как изменилось соотношение жрецов и жриц к концу Кибелиного почитания в Риме).
Жрица Кибелы:
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54928157.jpg)
29. То, что культ Кибелы в первую очередь женский, подтверждается и поведением её жрецов в поздний период: жрецы Кибелы (галлусы) оскопляли себя, лишая мужского естества, красили лица, отращивали длинные волосы, носили женскую одежду – иногда с двумя круглыми бляхами на ожерелье, которые должны были символизировать груди, в изобилии пользовались женскими благовониями и притираниями, носили драгоценности, то есть стремились стать как можно более похожими на женщину и на свою богиню, и в текстах к ним обращались в женском роде. Эти тенденции свидетельствуют, с одной стороны, об увеличении роли мужчин во всем, включая религиозный обряд, а с другой стороны – явно говорит о вырождении изначального культа.
30. Впрочем, в Пессинутском храме Кибелы тоже были жрецы – целых два. Одного традиционно называли Аттисом, второго – Баттакесом, но эти жрецы выполняли больше политическую функцию связи со светской властью страны – сохранились письма Верховного Жреца Аттиса с двумя царями Пергама – Евменом II и Атталом II (выбитые в камне). Впрочем, позже, в период правления династии Флавиев, существовал совет десяти мужчин-жрецов, которые также назывались «Аттисами», но при этом не были скопцами.
31. Верховный жрец Кибелы, Архигаллус, также не был скопцом (по крайней мере в римский период), так как он избирался из свободных граждан Рима, которые не могли быть лишены мужского естества.
32. Празднества Кибелы носили оргиастический характер, однако поклонение ей связано и с аскетическим самоограничением.
33. Связан культ Кибелы и с культом Диониса. Когда Дионис, пораженный насланным Герой безумием, скитался по миру, он добрался до Фригии, где именно Кибела исцелила его, очистила от совершенных в приступах безумия убийств и приобщила к своим мистериям – эти мистерии и таинства исцелённый Дионис принес с собой в Элладу, и именно они легли в основу его мистерий, связанных с опьянением, жаждой крови и экстазом.
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54928991.jpg)
34. Таким образом, Дионис является хорошей архетипической мужской парой к Кибеле (в отличие от Аттиса, который скорее является функциональным атрибутом Богини в растительных мистериях).
35. В другом варианте, Кибела сложила заново разрубленное (и сваренное) по приказу Геры тело Диониса (в отличие от Исиды не забыв приложить самое дорогое
![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
36. В Греции культ Кибелы имел много параллелей с культом Реи, и, фрагментарно, с культами Афины-защитницы и Артемиды.
37. В греческий период Кибела (по ассоциации с Реей) получает в спутники куретов и корибантов, а порой еще и кабиров (хотя кабиры все же чаще связываются с культами Деметры и Персефоны).
38. Куреты – малые божества крито-микенского происхождения, связанные, вероятно, с растительностью. Корибанты – греческое название фригийских жрецов Кибелы, в танце достигающих того же экстаза, что и менады в свите Диониса. Кабиры – боги (вероятно, также фригийского происхождения), берегущие от опасности и дающие защиту.
39. Марсий, побежденный Аполлоном в музыкальном состязании и убитый им, был малым божеством – спутником Кибелы.
40. Как мать идейских дактилей (десятерых карликов, появившихся от вонзившихся во время родовых мук в почву Иды пальцев Кибелы), богиня косвенно связана с кузнечным делом (дактили первыми освоили рудное дело, найдя железо в недрах Иды – гномы, натуральные гномы). Впрочем, этот миф скорее критский, нежели переднеазиатский – на Крите тоже есть гора Ида, связанная с Реей.
41. Начиная с греческого периода и в связи с почитанием Аттиса праздновались посвященные Кибеле Хиларии в конце марта (весеннее равноденствие) – радостный праздник в честь возрождения Аттиса.
42. В конце Хиларий, 27 марта, совершалось омовение статуи Кибелы.
43. Храм Реи-Кибелы в Олимпии называется Метроон.
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54928073.jpg)
44. Официально культ Кибелы был введен в Риме в 204 году до н. э., в конце второй Пунической войны, в период активного движения Рима на восток.
45. Статую Кибелы привезли в римский портовый город Остия в начале апреля и доставлена в Рим, а впредь в этих числах ежегодно праздновались Мегалесийские игры в честь Кибелы (даты прибытия статуи указываются разные, от 6 до 12 апреля).
46. По другой версии, привезена была не сама статуя, а священный черный камень из Пессинута.
47. На территории Рима образ Кибелы частично слился с образом богини посевов Опс, и среди символов, с которыми ее изображали, появился еще и пучок колосьев.
48. В тот же период с «зеленым колосом, сжатым до времени» стал ассоциироваться и Аттис.
49. Римские празднества, посвященные Кибеле, назывались Мегалезиями. Этот фестиваль начинался ежегодно 4 апреля, в день прибытия Кибелы в Рим. Структура фестиваля не вполне ясна, но в него были включены жертвоприношения и театральные постановки на темы культа Кибелы. 10 апреля изображение Кибелы относили на главный ипподром (Циркус Максимус) и в честь неё устраивали состязания колесниц. Эти три составляющие праздника (жертвы, театральные постановки и скачки) были чисто римскими частями культа, и одобрялись современными им авторами, в отличие от «диких процессий», «фригийских лицедейств» и «сказочных разглагольствований» и мистерий, участие в которых запрещалось части граждан Рима. Лукреций также описывает вооруженных «военных танцоров» Кибелы в трехперых шлемах, устраивающих шествие в честь богини, грохочущих щитами и мечами и опьяненных кровью. В этих же процессиях участвовали и жрецы-скопцы в желтых одеждах и размахивающие ножами. Дорогу процессии окуривали фимиамом и усыпали розовыми лепестками, а статую Кибелы в колеснице, запряженной львами, несли на носилках.
50. Кроме того, в римском культе Кибелы большое значение получили тавроболии и криоболии (с I в до н. э.) – жертвоприношения быков и баранов. Жертвенной кровью обрызгивали поклоняющихся, чтобы обеспечить возрождение, причем именно возрождение в вечную жизнь во плоти – эта идея была перенята митраистами и христианами.
51. Именно на этом основывается теория о том, что цель служения все же не отразить растительный годовой цикл (идея о связи Кибелы и растительного цикла, кстати, введена Фрезером, который любил причесывать все под одну удобную ему гребенку), а получить физическое возрождение (после жертвоприношений адепты появляются из вырытой в земле ямы, в крови, новыми и очищенными).
52. Предметы, с которыми обычно изображалась Кибела – высокая корона на голове (иногда в форме городских стен) как символ охранительницы городов, тимпан (символ ночи, полной луны и праздника), позднее – скипетр (символ власти), завязанная узлом веревка – символ покорности божественной воле; значительно позднее, в Риме – рог изобилия.
53. Христианский великомученик Феодор Тирон сжег храм Кибелы в Амасии (Понт) – и также был в свою очередь сожжен. Мне его не очень-то жаль.
54. Растения, связанные с Кибелой – самшит, кипарис, акация (также дуб, плющ, сосна, мирт, фиалки и даже брусника – но либо в более поздний период, либо через Аттиса).
55. Римская Базилика ди Санта Мария Маджиори построена на месте храма Кибелы.
56. В Мадриде на Plaza de Cibeles находится фонтан со статуей Кибелы, правящей запряженной парой львов колесницей.
57. Храм Кибелы-Реи на территории Малой Азии описан в «Таис Афинской» Ивана Ефремова. Вероятнее всего, прообразом статуи Кибелы из книги послужили глиняные Ма из Чатал-Хуюка.
58. 23 апреля 2007 года в болгарском прибрежном городе Балчике во время строительства нашли хорошо сохранившийся подземный храм Кибелы римского периода. Одна из находок – метровая статуя Кибелы с львенком на коленях.
Реконструкция:
![](http://static.diary.ru/userdir/8/5/0/1/8501/thumb/54927887.jpg)
© shellir
@темы: Боги и Богини
Благодарю за ссылку.