У хантов, напр., для родов сооружался особый "малый чум", где роженица с помощью повитух разрешалась от бремени. Мужчинам запрещалось в него входить, прикасаться к вещам и пище роженицы. После родов совершался обряд очищения (окуривания) матери и ее принадлежностей бобровой "струей". Младенец входил в мир через руки трех "матерей": "пухун-анки" принимала роды и перерезала пуповину, "альтем-анки" омывала ребенка чаговым раствором и проносила над огнем, "перна-анки" определяла ему имя и дарила духа-хранителя. Младенец считался чел. лишь с того момента, когда в его тело вселялось имя-душа, принадлежавшее некогда жившему предку. Сходные по символике родильные обряды существовали и у др. народов У. У удмуртов наиб. распространенным было празднество "нуны сюан", устраиваемое женщинами-односельчанками по поводу рождения ребенка. У поволжских татар празднество "бэбэй туе" проводилось в честь рождения первенцев, а на обряд наречения именем приглашались только мужчины. По традиции мари ребенок получал 3 имени: первое (вр.) ему давала повитуха, через 2-3 дня он приобретал пост. имя (созвучное имени отца или матери), при крещении он наделялся христианским именем. Все эти ритуально-магические действия имели целью предохранить ребенка (его имя-душу) от несчастий, обозначить появление нового чел. в обществ. среде.

(c) Головнев А.В.