Всегда любопытно, когда какие-то характерные для одних мест и культур знаки начинают расползаться в другие края - и какие формы и смыслы они там принимают.
Те же лабиринты: одно дело изначальные средиземноморские. Уже отличаются от них римские. Северные балтские с двойной спиралью - это вообще уже совсем другая графика и совсем иное осмысление.
А в Индию лабиринт дошёл как образ "чакравьюхи" (от चक्र - чакра, круг, и व्यूह, вьюха, боевое построение) или "падмавьюхи" (то же, но первая часть означает лотос) боевого построения, из которого невозможно было выйти живым, раз войдя - это построение упоминается еще в Махабхарате, в сюжете о сыне Арджуны и внуке Индры Абхиманью, которого отец успел научить как войти в это построение, но не успел научить, как его покинуть. Ситуация, конечно, сложилась так, что Абхиманью пришлось войти в чакравьюху кауравов, и ничем хорошим это для него не закончилось. Но в любом случае, рассказы об этом построении древнее, чем его изображения, которые появляются много позже.
Например, есть изображение чакравьюхи в резьбе храма Хойсалешвара - это шиваитский храм 12 века (погуглите, он сказочный). Там чакравьюха - это явно лабиринтовая структура с внутренней спиралью (заполненная воинами, и внутрь структуры въезжает Абхиманью).
Видимо, к этому же периоду (плюс-минус) относится и каменная чакравьюха (Mangarh Fort / Piplu Fort) в Хамирпуре (округ Химачал-Прадеш) - сейчас она, как говорят, разрушается и уже не так выразительна, но я приложу старую фотографию - там структура, как мне кажется, вообще с двумя центрами, хоть и на классической крестовой основе.
Есть изображение в Размнаме (رزم نامہ Книге Войны) - это перевод Махабхараты на персидский язык, заказанный индийским императором Акбаром, основателем династии Великих Моголов; Размнама существует в 4х списках, рисунок есть в Джайпурском манускрипте (конец 16 века) - там чакравьюха похожа на классический критский (средиземноморский) лабиринт квадратной формы с крестовой основой, - с учётом того, на каких пространствах раскинулись владения тимуридов, не удивительно, что была взята такая форма.
Говорят, опять же, что лабиринтовая форма появляется позже и в тантрических манускриптах как под названием чакравьюхи, так и, видимо, как образ Манас-чакры - но это еще позже, веке в 17ом (этот пласт информации не копала и толком не проверяла).
При этом, конечно, в Махабхарате не описан именно лабиринт, - лабиринтовую форму чакравьюхе придали позже, - тем более, что лабиринты нередко и с довольно древних времён воспринимали как планы крепостей и твердынь (самое распространённое тут - план города Трои, а в христианское время это стали Иерусалимы, Иерихоны и Вавилоны), и Индия тут даже не особо выбилась из основного культурного тренда.
P.s.: не раз натыкалась, что лабиринтовые структуры имеют индийское происхождение (как и вся прочая мудрость, ага-ага), но это не выдерживает столкновения ни с историей, ни с археологией. Исток лабиринтов (если не считать лабиринтов хопи, которые, видимо, возникли совершенно независимо) - это Средиземноморский котел культур, откуда потом лабиринты двинулись в разные стороны, меняя отчасти и смысловую наполненность, и формы.
текст: © Шеллир
6 июля 2021