Прочитала две книги любимого Грэма Джойса, которые я каким-то ловким образом пропустила:"Там, где кончается волшебство" и "Как бы волшебная сказка", обе, как можно догадаться, про волшебное.
Они очень разные, даже, скорее, разновекторные: одна про то, как волшебство интегрируется в мир, смешивается с повседневностью, и от того меняет свою суть и природу, а вторая - наоборот, о том, как то, что стало волшебным, уходит из мира, потому что для него не остаётся места, даже если у этого ухода есть и людские, обычные причины. "Как бы волшебная сказка" произвела на меня, при всей своей простоте, и при сюжете, которому не одна сотня лет, весьма сильное впечатление, потому что она - в своём роде эхо происходящего со всеми, для кого мир стал шире, и кто понял, что за обусловленной реальностью есть что-то еще - дороги, знания, принципиально другой взгляд на бытие и другой подход к нему; и даже при хорошем отношении к близким (а только они имеют значение), ты был в запределье, а они нет, и этого не изменить, и можно сколько угодно думать, что ты уходишь от них ради их же спасения, но это будет ложью, которая рано или поздно рассыплется. Книга Бельтейна и Самайна, хоть Самайн там и превратился в Рождество.
Кстати, от этой книги у меня еще и было яркое ощущение, что писал её не Грэм Джойс, а какой-то другой автор, которого я раньше не знала.
"Там, где кончается волшебство" намного проще; она оказалась для меня явно из списка тех книг, которые я прочла много позже, чем надо - возможно, когда-то она отозвалась бы во мне ярче и звонче: это книга о том, как меняется мир, становясь более контролируемым и рациональным, и о том, как приёмная дочка ведьмы пытается разобраться, где место волшебству в этом мире, и сколько его должно быть вокруг. Любителям ведьмоантуража точно понравится: потому что есть и девочка, по имени Осока, и старый ведьмин дом, и волны поросших травами холмов, и колдовство, и заяц, и традиционный весенний праздник, и то, как люди в глубинке к этим самым ведьмам и колдовству относятся, - то есть фактически полный комплект. Весенняя книга, читать до Литы.