Время Йольское, время Святочное, время традиционных гаданий и предсказания судьбы на год вперёд.
В это воскресенье, 27 декабря в волшебном магазине
Мунбэй (метро Новослободская или Достоевская) мы
устраиваем подблюдные гадания - будем петь и предсказывать судьбу всем желающим.
Начало гаданий - в 14, 16.30 и 19. Если хотите погадать, надо приходить ориентировочно к этому времени. Узнать поподробнее можно
здесь, в ВК или
здесь, на ФБ. Или пишите в личку )
Моя статья о подблюдных гаданиях, написанная этим летом для журнала
«Вещие сёстры»:
Подблюдные гадания
Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном слушали; кормили
Счетным курицу зерном; ярый воск топили;
В чашу с чистою водой клали перстень золотой,
Серьги изумрудны; расстилали белый плат
И над чашей пели в лад песенки подблюдны.
Василий Жуковский
«Светлана»
Зимнее тёмное время, время, когда ночь длинна, а день – короток, когда солнечного света едва хватает, а снег плотным слоем укутывает землю, когда властвуют боги зимы и смерти, а недобрые духи ходят по земле среди живых, время, когда даже само солнце перерождается, издревле считалось временем одновременно страшным и священным, временем, когда можно заглянуть за грань привычного и увидеть, понять и прочесть знаки своей собственной судьбы. Зима была временем гаданий – самых страшных и притом самых верных. Страшных потому, что они предполагали прямой контакт с потусторонними силами, и верных по этой же причине. Очень часто такие зимние гадания были связаны с вытаскиванием вслепую того или иного жребия, который обозначал некое важное событие, которое непременно произойдет с человеком в будущем году. Смысл гаданий-жребиев всегда состоит в том, что человек не сам влияет на своё будущее, а сама судьба предлагает человеку некий знак – жребий вынимается как правило «не своей рукой», вслепую, или же процесс вообще предоставляется игре случая или даже вообще не человеку: есть гадания, когда жребий тем или иным способом выбирала курица, лошадь или другое животное.
Подблюдные гадания - как раз из таких гаданий-жребиев. Их устраивали только зимой, в святочное время – то есть в период близкий к зимнему солнцестоянию, во время, когда один годовой цикл уже завершился, а новый еще не начался, и в период, теснее прочего связанный с потусторонним. Они считались одними из самых верных, но при этом более или менее «светлых», не страшных, приемлемых.
читать дальшеПодблюдные гадания называются так потому, что, действительно, напрямую связаны с блюдом, которое и было одним из основных инструментов гадания: нужно было взять глубокое блюдо или миску, в которую можно налить ковш колодезной воды. Это блюдо не было каким-то особым, специальным, - оно было из той же посуды, которой в доме пользовались, но на время гадания оно становилось одним из образов потустороннего мира, Нави, где сплетаются человеческие судьбы и откуда приходят жребии, знаки судьбы. Вода, которую наливали в блюдо, тоже имела значение: воду брали колодезную, а колодцы в нашей народной традиции были связаны с потусторонним миром, служили туда дорогами: если помните, в наших сказках именно прыгнув в колодец можно попасть в Тридевятое царство, в волшебное, потустороннее пространство. Кроме того, колодцы и колодезная вода нередко связывались с богинями-судьбопряхами (у нас это Мокошь, Доля и Недоля), так что тут появлялась дополнительная связь с пространством судьбы. Важно было и то, кто принесет воду для гадания: часто это были именно отмеченные судьбой люди: например, первый сын (первенец-мальчик считался добрым знаком, и тут усматривали перст судьбы) или последняя дочь, после которой других детей не было (тоже знак судьбы), или человек, родившийся в какой-то особый важный день или «в рубашке». Воду, которую принесли для гадания, нередко опевали – пели обрядную песню-заклинание, делая воду еще более сакральной, и только после этого наполняли ей блюдо.
Вода – не единственный ингредиент, нужный для этого гадания. Нередко использовали еще и хлеб или зерно – суть жизни земледельцев, и соль – как оберег от зла, которое может придти с той стороны, а кроме того иногда сыпали в воду с определенным наговором еще и сушеные летние травы.
Блюдо с водой помещалось на столе на белую чистую ткань (белый в народной традиции – тоже цвет потустороннего мира), и укрывалось другим полотном – платком или скатёркой. И после этого начинался собственно гадальный обряд.
Каждый из тех, кто желал узнать свою судьбу, подходил к блюду и клал в него свою личную небольшую вещь: колечко, запонку, булавку, напёрсток или другое украшение. Религиозные символы тут, конечно, не использовались – гадания, как можно догадаться, церковью не одобрялись, поэтому на любые святочные гадания нередко и вовсе ходили без креста. Каждый человек мог положить только свою вещь, чужие класть было нельзя, и только одну – нельзя в таких гаданиях вытаскивать больше жребиев, считалось, что это делает неверным гадание не только для такого «жадного до предсказаний» человека, но и для всех участников. Каждый такой личный предмет на время становился представителем своего владельца в пространстве судьбы, в потустороннем. Женщина, ведущая обряд, перемешивала в воде кольца и окончательно укрывала блюдо тканью, пряча от глаз и пространство судьбы, и предметы, которые уже превратились в священные жребии.
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава!»
Александр Пушкин
«Евгений Онегин»
Само гадание по своей сути очень просто. Ведущая гадания запевает ту или иную подблюдную песню – их сохранилось огромное количество. Все собравшиеся по мере возможностей эту песню подхватывают, и подпевают. Каждая из песен служила указанием на ту или иную судьбу – были песни, предсказывающие бедность и богатство, женитьбу или замужество, дальнюю дорогу или встречу, изобилие или смерть. Спектр тем, с учетом того, что наши предки вели очень оседлый образ жизни, не так уж и велик, но все же можно найти песни на самые разные случаи жизни и ситуации. После того, как песня спета, ведущая запускает руку под укрывающий блюдо платок, и не глядя вытаскивает один из предметов. Чьё колечко – тому и предсказание только что спетой песни, тому и та судьба, которая только что была озвучена. В тот момент, когда человек забирает из рук ведущей свое кольцо, он принимает и свой жребий, свою судьбу, принимает ее от богов в свои руки, соглашается со своей долей. Кстати, жребий можно и не брать – порой считалось, что таким образом можно избежать того предсказания, которое для тебя сделали, хотя чаще на предсказание подблюдных песен реагировали с большим фатализмом, и что бы не было спето, свой предмет вместе с судьбой забирали обратно.
Образы, которые мы встречаем в подблюдных песнях, уходят своими корнями глубоко в дохристианскую традицию, и все они – значимы для нашей народной культуры, за каждым из них можно найти огромный пласт смыслов.
В этих песнях можно встретить медведя – зверя родового, воплощающего жизнь и силу, но при этом страшного и опасного, потустороннего, так что только от сюжета песни зависит, явился ли в этот раз медведь к добру или к худу. Тут можно увидеть острозубую мышку – зверька потустороннего, хтонического, колдовского, связанного с судьбой, но чаще все же к людям благорасположенного, так что мышка в песнях чаще все же несет людям хлеб и прочее благо. Тут может встретиться щука о златой чешуе – вестница богатства, или пара кошек, обозначающая любовь и свадьбу, но может попасться ворона или ворон, предвещающие несчастье.
Нередко в подблюдных песнях встречается и образ кузнеца – персонажа хоть и вроде бы вполне привычного, повседневного, да не совсем. Кузнецы нередко считались знающимися с существами из иного мира, а по совместительству – колдунами, а уж хороший кузнец мог сковать что угодно, не только бытовые лемех или подкову, но и богатство, свадьбу, песню, счастье – что угодно. Так что кузнец в подблюдных песнях чаще кует что-нибудь полезное и важное.
Встречаются в этих песнях и образы хлеба, жита, хлебной квашни – все это, разумеется предвещает богатство. Есть и совсем, казалось бы, прозрачные образы – злато-серебро, жемчуга, драгоценные камни, деньги, которые, действительно, чаще всего предвещают богатство, но всё же нередко считалось, что для людей крайне бедных или очень пожилых эти песни не слишком хороши, так как показывают скорее «иномирское богатство» - дескать, на том свете все богаты и живут в изобилии. То же самое со свадебными и венчальными песнями: молодым да неженатым это, конечно, к помолвке и свадьбе, а вот глубоким старикам – это уже про то, что со смертью им скоро венчаться, а не с кем-то другим.
Подблюдных песен сохранилось очень и очень много, да и само гадание – живо, и до сих пор порой собираются люди на посиделки, чтобы, в самую тёмную зимнюю ночь укрыть блюдо с наговоренной водой чистой тканью и вытащить из иного мира свой, и только свой жребий.
Кому спели – тому добро!
Кому вынется – тому сбудется,
Верно сбудется, не минуется!
Слава!
© Shellir (Наталья Никольская)
Ноябрь 2015