Cказка для Туза Монет.
Лучшая в мире мышь
Лучшая в мире мышь
(китайская сказка)
Жила как-то на свете семья, что потеряла все свои богатства. Они были вынуждены продать свой большой дом и все их рисовые поля, и перебраться в жилище поскромнее, но родители все никак не могли забыть тех времен, когда они были богаты и влиятельны, и не позволяли забыть об этом и своей дочери. Единственной вещью, что они сумели сохранить, была серебряная ухочистка. Она имела форму изящной ложечки примерно десятисантиметровой длины, и она предназначалась для того, чтобы удалять грязь из ушей.
«Вещица, конечно, глупая», часто говорил отец семейства, «но она ляжет в основу нашего будущего благосостояния».
Когда их дочь вошла в брачный возраст, стало ясно, что ни одна из богатых семей не хочет брать своим сыновьям жену, все приданное которой состоит из единственной серебряной ухочистки. А выдавать ее замуж за кого-нибудь пониже положением родители не хотели.
Когда ее родители умерли, девушка стала совсем никому не нужна. Она стала жить в доме вместе с другими незамужними женщинами своей семьи, и они стали платить за жизнь и еду вскладчину, и хотя в доме было много народу и очень тесно, она прожила там много долгих лет.
Она занималась шитьем, и шила от рассвета до заката, чтобы хоть как-то прокормиться, но, несмотря на усердную работу, она все еще была очень бедной. Когда она состарилась, глаза ее начали слабнуть, и вскоре она уже не могла шить так мелко и аккуратно, как в молодости. И хоть она и работала столько же, сколько и раньше, она стала получать еще меньше денег, и уже не могла вносить свою долю за еду и крышу над головой.
«Почему бы тебе не продать свою ухочистку?», спрашивали у нее другие женщины.
«Это все, что осталось у меня от моих родителей!», с возмущением отвечала старуха.
Так как она прожила в этом доме очень долго, то у нее было свое уютное местечко в уголке, но другие женщины стали жаловаться:
«Ты ведь даже не можешь платить за жилье, а занимаешь такое хорошее место!»
И тогда они решили выжить ее, и старались всячески испортить ей жизнь. Ей во всем пришлось стать последней – даже чтобы набрать себе воды для купания. Ей давали самые жесткие овощи и самый слабый чай, и рис ей клали только пригоревший, отскребывая его со дна котла – хоть старухе и было трудно жевать его своими старыми зубами.
Как-то раз ее племянник поймал мышь, но случайно сломал ей одну лапку.
«Погляди», сказал он, «Она вся белая, от носа до хвоста».
«Видимо, это очень необычная мышь, лучшая из мышей», сказал старуха. «Я никогда таких не видела»
«Даже если мышь необычная, то она все равно вредная», ответил кузен. «Я не хочу, чтобы она погрызла тут всю еду и одежду».
Но мышка выглядела такой слабенькой и беззащитной, что старуха очень не хотела ее отдавать. У нее никогда не было никого, о ком можно было бы заботиться и кого любить, и тогда она сказала:
«Дай ее сюда, я ее сама убью»
А кузен и раз был избавиться от неприятной работы, и ответил:
«Забирай»
Но старуха не стала убивать мышь. Она посадила ее в маленькую коробочку и дала мышке лоскутков, чтобы та сделала себе уютное гнездышко. Теперь старуха часто оставалась голодной, потому что свой рис и овощи она отдавала мышке, и какое-то время спустя лапка у той совсем зажила.
Но однажды старухин племянник увидел мышь и закричал:
«Лгунья! Ты так и не убила эту дрянь!»
И он хотел уже бросить коробку в колодец, но старуха выхватила ее у него.
«Она моя! Это лучшая в мире мышь!»
«В этот раз ты зашла слишком далеко!», сказал он. «Нищенкам не пристало вести себя так, будто они все еще тут хозяйки!»
И он созвал всех женщин дома, и те, конечно, приняли его сторону. Старуха прижимала к сердцу коробку и глядела в окружавшие ее лица, но ни в одном она не увидела и тени сострадания. Тогда она тихонько сказала:
«Тогда я уйду»
Ее племянник был сильно удивлен.
«Да ты в жизни не была нигде, кроме этой деревни!»
«Ничего, никогда не поздно все поменять»
Старуха быстро собрала все свои вещи, не забыла и свою ухочистку, взяла мышку и оставила дом, где прожила всю свою жизнь.
«Мне, наверное, должно быть страшно», думала она про себя, «но я будто помолодела».
По дороге старуха поднялась на холмы, чтобы поискать кореньев и ягод для себя и мышки, но была уже осень, и крестьяне из деревни успели все собрать, и холмы были голыми и бесприютными.
Этой ночью старухе было очень холодно, и она прижимала коробку с мышкой к животу, чтобы та не замерзла.
На следующий день она ушла еще дальше, но по-прежнему не могла найти себе хоть какой-нибудь еды. В конце-концов она добралась до стены, что шла вдоль дороги. Стена была старая, замшелая, между кирпичей кое-где даже выросли кусты.
Старуха была очень голодна, и ноги у нее болели от усталости и холода, и тогда она решила передохнуть и села, прислонившись к стене. Коробку с мышкой она положила на колени и открыла крышку, чтобы мышка подышала свежим воздухом.
Старуха достала из кармана ухочистку и показала мышке.
«Нам придется это продать. Вот только деньги рано или поздно закончатся, а что же мы будем делать потом?»
Но ухочистка выпала из ее старческих пальцев и упала в сорняки.
«Теперь придется ее почистить», сказала старуха и нагнулась, чтобы подобрать серебряную безделушку с земли, но тут ее мышка выпрыгнула из коробочки, ухватила ухочистку в зубы, кинулась к трещине в стене и исчезла.
«Ах, неблагодарная маленькая воришка», заплакала старуха. «Я все оставила ради тебя, а чем ты мне отплатила?».
От гнева и обиды она даже забыла, что замерзла и устала. Она вскочила и стала расшатывать старые кирпичи, из которых была сложена стена, а когда ее пальцы стали кровоточить, она подняла с земли острую палку, и стала действовать ею. Она выковыривала из стены кирпич за кирпичом, но не видела и следа пушистой бандитки. Когда она отбросила в сторону последний кирпич, в последних лучах заходящего солнца на земле под стеной что-то блеснуло. Едва дыша, старуха стала разгребать руками землю, и к ее удивлению на свет показалась большая золотая ваза. Старуха копала дальше, и нашла множество других предметов из серебра и золота, а еще глубже была целая россыпь рубинов, жемчугов и изумрудов. И в самой середине всего этого богатства лежала ее серебряная ухочистка.
Лучшая из всех мышей отблагодарила старуху перед тем, как уйти от нее. И во многих китайских деревнях с тех пор верят, что белые мыши приносят удачу.