Вот это мне тоже очень не хочется потерять - оно прекрасно, как песня Старухи.
Мёртвых маленьких зверюшек
В старых книгах – написанных триста-четыреста лет назад, уже чернилами по бумаге, но ещё «деревянными» и «каменными» буквами, теми самыми, которыми когда-то резали знаки на буковых дощечках и сколах камней – так вот, в старых книгах часто упоминается Царство Мёртвых и вообще мертвецы. Не ходи по полям в туман, мертвецы к себе заберут. Не приближайся к холмам, утащат. Три ночи на стыке светлой и тёмной половин года сиди дома и не высовывайся, а то поймают.
Сейчас это странно читать...Сейчас это странно читать – ну мёртвые себе и мёртвые, дикари какие-то в глухомани, чего их бояться? Холмы возле столицы приказал срыть ещё король Ианнайд I. Работали там только преступники, добровольно никто не соглашался: боялись. При Ианнайде II королевская армия была отправлена прочёсывать утренний туман и поймала троих мертвецов, блуждавших по полям в поисках добычи. Днём, когда туман рассеялся, пленники неожиданно рассыпались в пыль. При Эйналле I к королевству уже были присоединены мёртвые туманные земли между Альяуанко и озером Тиуатлаш...
* * *
Не разжечь ли нам огонь? Разожжём. По небу шагает Кауатла, её чёрные щупальца рассекают туман, она не рождалась, она не стареет, Кауатла-льяниока, живее живых, мертвее мёртвых, пьёт кровь тысячей хоботков, пожирает жизнь тысячей пастей.
* * *
Лианнар Летописец в «Истории мёртвых земель» сообщает: сокровищницу Темальчи, последнего правителя мёртвых, три луны подряд везли через холодную пустыню, разделяющую наши миры. Как только караван дошёл до мира живых, окованные бронзой сундуки рассыпались в труху и синевато-зелёную пыль, а от вьючных ящеров остались только кости, да и то не от всех.
Ещё он пишет: в день Сатурна шестой луны светлой половины 7467-го года над крепостью Чиутли летало странное существо, напоминающее огромного чёрного осьминога с множеством зубастых ртов. Существо было убито выстрелом из пушки (сам этот факт загадочен: рядовых обитателей царства мёртвых убить невозможно, они и так мертвы) и отправлено в столичный музей. В мире мёртвых туша не разлагалась, но на границе двух миров растеклась мутной жижей и испарилась. Больше из мира мёртвых ничего вывезти не пытались.
* * *
Не разжечь ли нам огонь? Разожжём. Обесплодим огнём обсидиановые сосуды, обесплодим огнём обсидиановый нож. Кауатла-цильче шагает по небу, порождает тысячи живых смертей, и каждая смерть делится надвое и порождает две новых смерти. Что же нужно живой смерти, чтобы жить?
* * *
В нашем мире биологам известно несколько сотен тысяч видов насекомых. Сколько их ещё прячется по тропическим лесам – не знает, конечно, никто. По самым смелым прикидкам – десять миллионов, а скорее два-три. Много, скажете вы? Ха.
В царстве мёртвых танатоэнтомологи описали больше пятнадцати миллионов, и это только начало. Все, кто на протяжении миллионов лет ползал и летал по миру живых – все там. Пойдите в мёртвый лес, отковырните кору у первого попавшегося пня, посмотрите, кто оттуда выползет – а оттуда много кто выползет. Скорее всего, там не будет ни одного уже известного вида. Ни одного. Хорошо, если удастся опознать хотя бы семейство. В мире живых везение – найти неизвестный вид. В мире мёртвых – найти один и тот же вид дважды.
Танатология сейчас у всех на слуху, но именно про насекомых широкой публике известно мало. Да оно и понятно. Журналист, если у него будет выбор, напишет про зубастых птиц и косматых слонов, а не про уникального таракана с наружным яйцекладом вместо оотеки. Разве что псеудогриллус хоррибилис нашумел, очень уж он харизматичный. Размах крыльев – как у хорошей такой вороны, жвалы – что твои плоскогубцы, а уж с каким звуком он крылом о крыло скребёт...
* * *
Вот плоская чаша, в ней застыл студень из бурых водорослей. Вот другая чаша, в ней янтарно-жёлтая сыворотка. Которую из них выберет живая смерть, в какой чаше ей лучше расти, какая пища ей по нраву? О, Кауатла, вдохнувшая жизнь в невидимую смерть!
* * *
В последнее время модно верить в какие-то особенные тайные знания мёртвых. Мол, и астрономы они были выдающиеся, и математики, и даже микробов мёртвых изучали – точнее, микротов, раз уж они мёртвые. Ну, про астрономию и математику я ничего сказать не могу, не мой профиль. А вот про микротанатологию скажу. Во-первых, вот так на коленке их не поизучаешь, это вам не звёзды разглядывать. Нужен микроскоп. Откуда возьмётся микроскоп, если мертвецы до завоевания даже колеса и железа не знали? Да они и стекла не знали. Из чего тогда линзы делать? Не из обсидиана же. Во-вторых и в главных – мёртвые микроорганизмы сложно изучать даже с нашей техникой. Они, заразы этакие, не делятся. Потому что мёртвые. И не едят. Потому что мёртвые. То есть просто сунуть в питательную среду мазок с дверной ручки сортира и посмотреть, что вырастет, не получится. Да и питательную среду взять неоткуда. Ну растёт здесь какая-то чахлая травка и не менее чахлая водоросль в озёрах. По всем признакам – проникли сюда из мира живых недавно, меньше тысячи лет назад. Ещё до завоевания, конечно, но всё-таки. Остальные существа все мёртвые, из них питательная среда как из камня.
* * *
Пять мер крови в живом человеке. Три с половиной меры выпьет Кауатла. Видишь, как с неба тянутся щупальца? Полторы меры – в обеспложенные сосуды. Смерть так мала, так незаметна. Кто может сказать, что видел её своими глазами?
* * *
Забавный факт: умело изготовленные обсидиановые лезвия гораздо острее современных хирургических скальпелей. Режущая кромка обсидианового ножа даже под электронным микроскопом выглядит гладкой и ровной, тогда как у стального лезвия при таком увеличении видны зазубрины.
* * *
Живой привязан к каменному алтарю, украшенному красивой резьбой, украшен ярко-красными живыми цветами, одурманен их млечным соком. Щупальца Кауатлы танцуют в небе, дёргаются в нетерпении. Полторы меры крови за два дня превратятся в прозрачную сыворотку, и что может быть лучшей пищи для невидимой живой смерти, чем мёртвая жизнь?
* * *
Вообще мир мёртвых до сих пор крайне слабо изучен. Только в прошлом году в холмах Чиуамы было открыто ещё одно мёртвое племя, называющее себя мотикалья – так оно вообще слабо представляет, в какой стране находится. Про то, что всего в неделе пешего пути от них находится современный город, они даже не слышали. Есть в столице король, нет короля, жив этот король или мёртв, или вообще никаких живых в мире не останется – они об этом не узнают даже. А сколько ещё таких племён по холмам живёт? Не удивлюсь, если там и древние чудища до сих пор по мёртвым джунглям бродят, и кто угодно.
* * *
Живые говорят: невидимой смерти больше нет, невидимая смерть умерла, мы убили её прививками, осушили комариные болота, вывели блох и крыс. А куда попадает мёртвая смерть после смерти? Куда попадают мёртвые комары и мёртвые блохи? Сколько десятилетий назад живые перестали делать прививки?
Живые говорят: Кауатлы больше нет, мы её убили и увезли. Но видишь, как в небе клубятся щупальца? Кауатла не мёртвая, и её часть можно убить. Вот только она не живая, и её нельзя убить целиком, как бесполезно убивать невидимую смерть по одному невидимому существу.
Скоро, скоро кончается светлая половина года. Скоро, скоро граница между мирами на время пропадёт, и невидимая смерть отправится в мир живых в комариных желудках, полетит на прозрачных крылышках сквозь туман. Или мы не помним, как мы жили триста лет назад? Разве не лучше нам будет без живых?
(c) Заболекарь
Вот это мне тоже очень не хочется потерять - оно прекрасно, как песня Старухи.
Мёртвых маленьких зверюшек
В старых книгах – написанных триста-четыреста лет назад, уже чернилами по бумаге, но ещё «деревянными» и «каменными» буквами, теми самыми, которыми когда-то резали знаки на буковых дощечках и сколах камней – так вот, в старых книгах часто упоминается Царство Мёртвых и вообще мертвецы. Не ходи по полям в туман, мертвецы к себе заберут. Не приближайся к холмам, утащат. Три ночи на стыке светлой и тёмной половин года сиди дома и не высовывайся, а то поймают.
Сейчас это странно читать...
Мёртвых маленьких зверюшек
В старых книгах – написанных триста-четыреста лет назад, уже чернилами по бумаге, но ещё «деревянными» и «каменными» буквами, теми самыми, которыми когда-то резали знаки на буковых дощечках и сколах камней – так вот, в старых книгах часто упоминается Царство Мёртвых и вообще мертвецы. Не ходи по полям в туман, мертвецы к себе заберут. Не приближайся к холмам, утащат. Три ночи на стыке светлой и тёмной половин года сиди дома и не высовывайся, а то поймают.
Сейчас это странно читать...